Поставим организационную структуру на место

Поставим организационную структуру на место

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Структура системы управления По сведениям авторитетного поисковика, «организационная структура» является самым популярным из запросов, связанных с управленческими инструментами. Термин "бизнес-процессы" запрашивают у поисковика в 2 раза реже, а "система показателей" менее популярна аж в 4 раза.

Интерес бизнес-сообщества к возможностям оптимизации организационной структуры подтверждается обращениями в нашу компанию. Большинство организаторов бизнеса уверены в главенствующей роли этого инструмента в системе управления компаний и в случае появления признаков неблагополучия, видят выход их кризиса, в первую очередь, в совершенствовании «документа, устанавливающего количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающего порядок их взаимодействия между собой». Правильно ли это?

В соответствии с концепцией системного менеджмента идеальная система управления выглядит следующим образом:

Структура системы управления

На рисунке представлена, с одной стороны, структура системы управления, с другой стороны отображена процедура повышения эффективности управления. Общий принцип подчинённости управленческих инструментов - от более общих к более частым.

В частности, разработке организационной структуры предшествует блок описания бизнес-процессов верхнего уровня - маркетинга, продаж, производства и других. Действительно, согласитесь, сначала нужно  решить, что мы будем делать, как взаимодействовать, какие ресурсы использовать (описание бизнес-процессов) и только потом - как мы сгруппируемся, установим подчинённость (организационная структура).

Такая последовательность соответствует процессному подходу к управлению, получившему широкое распространение в последние десятилетия. Согласно этому подходу, для повышения эффективности бизнеса следует, в первую очередь, оптимизировать бизнес-процессы верхнего уровня и уж только потом можно проектировать организационную структуру, которая должна оптимальным образом поддерживать, обслуживать  процедуры бизнеса, обеспечивающие ему стабильность и процветание.

Только такой подход может обеспечить  эффективное управление бизнес-процессами, направленное  на достижение плановых значений их показателей.  Если спроектировать организационную структуру, не учитывая приоритеты бизнес-процессов, легко построить бюрократическую систему, в которой интересы начальников имеют преимущество над вопросами эффективности. Думаю, с такими компаниями вам приходилось сталкиваться часто.

Итак, задумавшись над повышением эффективности бизнеса, занявшись разгребанием ошибок и противоречий, возникающих в ходе работы, не торопитесь  рисовать новую организационную структуру, объединять сотрудников и назначать начальников. Разберитесь сначала с тем, что даёт ваша компания рынку, какая информация и ресурсы поступает из внешней среды, как они перерабатываются внутри компании, как взаимодействуют сотрудники, какие показатели бизнес-процессов являются критериями их успешности.

А уж оптимизировав бизнес-процессы верхнего уровня, можете приступать к проектированию организационной структуры, которая должна установить между участниками бизнес-процессов производственные отношения, способствующие эффективному управлению бизнес-процессами.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры результата разработки организационного дизайна, а также процедура заказа работ по совершенствованию организационной структуры. Вы можете узнать, как сэкономить при заказе этой услуги в разделе "Стоимость построения организационной структуры".
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать усовершенствование организационной структуры?