Как повысить эффективность разработки инвестиционного бизнес-плана

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Редакция журнала «Новости менеджмента» обратилась к автору с просьбой о комментарии на тему повышения эффективности сотрудничества с консультантом при разработке инвестиционного бизнес-плана. Результат предлагается вашему вниманию.

Как повысить эффективность разработки инвестиционного бизнес-планаПеречислю несколько типичных ошибок  заказчиков разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, снижающих эффективность привлечения внешних консультантов. И первая из них - это плохо организованный

1. Выбор консультанта

 При выборе разработчика инвестиционного бизнес-плана заказчик руководствуется несколькими критериями, из которых стоимость услуг является не последним. Желание не платить лишнего вполне понятно, вот только бы оно не перерастало в стремление получить серьёзную работу по несерьёзной цене. Выбирая разработчика бизнес-плана по объявлениям типа «любой бизнес-план за 10 тыс. руб.», отжимая претендентов по цене «ниже плинтуса», заказчики неизбежно выходят на сегмент жуликов, продающих чужие, слегка отредактированные бизнес-планы под видом заказных разработок. В некоторых случаях эти поделки решают задачу заказчика, но уж конечно не могут быть основанием для значительных инвестиций.

Любопытно, что реальные возможности для снижения стоимости разработки инвестиционного бизнес-плана  без потери качества, есть. Заключаются они в том, что трудоёмкость, а значит стоимость разработки в значительной степени зависит от требований к бизнес-плану и той информации, которая у заказчика уже есть. Выяснить эти обстоятельства можно путём короткой беседы с консультантом или заполнив небольшой вопросник. Но наши заказчики бизнес-планов, зачастую так заняты, что пренебрегают этой возможностью. Вместо этого на телефон сажается секретарша, которой поручено задать только один вопрос: «Почём?». Последствия такого «маркетинга» нетрудно предугадать.

Другим нередким заблуждением является поиск для инвестиционного бизнес-планирования «специалиста по правому уху». Некоторые руководители компаний уверены, что их отрасль уникальна и бизнес-план инвестиционного проекта способен разработать только специалист этого рынка. Подобных специалистов для проектирования бизнеса привлекать, конечно, нужно, но в качестве экспертов, помощников, но никак не «генподрядчиков» бизнес-планирования. Постарайтесь привлечь специалиста инвестиционного бизнес-планирования, а источники рыночной информации он сам найдёт.

2. Договоритесь на берегу

Иногда заказчик остаётся недоволен результатом бизнес-планирования по той причине, что они с разработчиком не смогли до начала работы чётко согласовать её результат. С этой целью к договору обычно прикладывается структура или оглавление будущего инвестиционного бизнес-плана. Если у вас есть особые требования к результату, включите их в явном виде в это приложение и вероятность взаимного удовлетворения существенно повысится. Может быть заказчик считает основным результатом бизнес-планирования оптимизацию налогов, а исполнитель - достоверное кэш-флоу, учитывающее все налоги, но без оптимизации. Вот будет скандал при предъявлении результатов, хотя исполнителя то обвинить будет не в чем!

3. Не теряйте бразды правления

 Иногда руководитель компании поручает взаимодействие с разработчиком бизнес-плана своим топ-менеджерам и устраняется от управления проектом. Результат такого бизнес-планирования может разочаровать заказчика. Если концепция инвестиционного проекта не обсуждалась среди топов, не была зафиксирована в результирующем обсуждение документе, функциональные руководители могут иметь свои взгляды на проект, иногда взаимно противоположные. Например, коммерческий директор может оказаться сторонником самого амбициозного, но рискованного варианта проекта. Полёт его фантазии будет ограничивать консервативный финансовый директор, а производственники вообще устранятся от участия, сославшись на занятость.

Не имея регулярного контакта с руководителем компании, разработчик бизнес-плана, конечно, попытается найти компромиссное решение, но оно может сильно отличаться от идеи, вынашиваемой первым лицом предприятия. Вообще хорошо выстроенное взаимодействие проектной команды - это обязательное условие успеха проекта, а участие руководителя предприятия в работе этого коллектива - залог успешного проектирования.

4.     Не стреляйте в пианиста!

И последний совет заказчикам инвестиционных бизнес-планов: не забудьте, что бизнес-план нужно выполнять и выполнять качественно. Качественно - это значит настойчиво, но творчески; последовательно, но гибко. Бизнес-план инвестиционного проекта должен стать руководством к действию, но не догмой. В зависимости от полученных результатов, изменяющейся рыночной конъюнктуры, опытный предприниматель обязательно корректирует свои планы. А вот если вы не отслеживаете фактическое выполнение планов, не мониторите рынок, то через короткое время бизнес-план может превратиться в прошлогоднее расписание электричек, но винить в этом исполнителя будет не справедливо.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов разнообразных проектов,  Смотрите видео!запись нашего семинара по бизнес-планированию на ТВ-канале "Успех", отзывы наших заказчиков. Вся процедура заказа бизнес-плана описана по представленной ссылке. Узнайте о возможностях оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
 Важно!Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.