Стоимость организации бюджетирования на предприятии

Стоимость организации бюджетирования на предприятии

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт»

Сколько стоит организация бюджетирования? Серия статей «Сколько стоит консалтинг?» посвящена вопросам ценообразования на различные консалтинговые услуги. В этих статьях мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре стоимости той или иной работы для того, чтобы при заказе этой услуги суметь оптимизировать расходы, то есть получить требуемый результат за минимальные деньги.

В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как организация бюджетирования на предприятии. Разберём процедуру оказания этой услуги, чтобы понять из чего складывается трудоёмкость, каких расходов можно избежать, а на чём экономить не целесообразно.

1. Постановка задачи

Мы будем полагать, что система бюджетирования организуется с традиционными целями

  • Управление оборотными средствами

  • Управление расходами

  • Оценка плана и факта финансового результата

  • Управление активами и пассивами

  • Оценка результативности и эффективности сегментов бизнеса

  • Управление ресурсами с целью использования в наиболее эффективных сегментах

На самом деле бюджетирование иногда организуют и с целью соблюдения требований инвесторов и кредиторов, и «чтобы было как у людей» и для «освоения» выделенных средств. Стоимость таких услуг относится скорее к области искусства и в этой статье не рассматривается.

2. Разработка финансовой структуры

Начнём с того, что финансовая структура, то есть состав центров финансовой ответственности (ЦФО), может уже существовать на предприятии к моменту начала постановки бюджетирования. Понятно, что в таком случае консультанту остаётся только принять эту структуру к сведению, что не составит большой трудоёмкости.

Если же  ЦФО не определены, задача может оказаться не такой тривиальной, как кажется на первый взгляд. Ошибочно полагать, что финансовая структура повторяет организационную структуру предприятия. Более того, желание выделить сегменты бизнеса, ответственные за расходы или доходы (ЦФО), иногда приводит к необходимости изменения организационных документов, что не может не повлиять на общую стоимость услуги организации бюджетирования.

3. Структура бюджетов

Вряд ли найдётся предприятие, не формирующее в том или ином виде отчёт о прибылях и убытках, а это значит, что основа структуры статей бюджета доходов и расходов есть у всех. Многие компании учитывают поступление и выбытие денежных средств в некоторой структуре статей, которую можно будет взять за основу для построения бюджета движения денежных средств. Наконец, некоторые предприятия ведут управленческий баланс, а значит имеют представление о том, в какой структуре им хочется прогнозировать активы и пассивы.

То есть основа для  состава статей бюджетов есть у всех, но зачастую организовывалась она стихийно, руководителей предприятия уже не устраивает, а значит требует пересмотра в процессе внедрения бюджетирования. Трудоёмкость этой услуги необходимо оценить на этапе формирования плана работ по организации бюджетирования.

4. Учётная политика

Если бухгалтерская и налоговая учётные политики определяется законодательством, то правила управленческого учёта предприятие вправе определить самостоятельно, исходя их своих целей и задач. Периоды планирования и консолидации, структура себестоимости, события (документы) учёта реализации, прибыли и расходов, способы разнесения расходов на ЦФО и периоды времени, классификация затрат на расходы и инвестиции, способ амортизации, алгоритм учёта курсовых и суммовых разниц - вот только некоторые вопросы, решение которых нужно формализовать в период организации системы бюджетирования.

На самом деле к моменту обсуждения постановки бюджетирования предприятие уже решило большинство из этих вопросов осознано или стихийно и на этапе организации бюджетирования требуется проанализировать сложившиеся традиции учёта, откорректировать нерациональные правила и зафиксировать результат этой ревизии. Если к моменту постановки бюджетирования действующего документа учётной политики на предприятии нет, добавьте стоимость её разработки в общую сумму услуг.

5. Бизнес-процессы бюджетирования

Бизнес-процессы формирования, исполнения, коррекции и план-фактного анализа бюджетов иногда получаются достаточно сложными процедурами даже для небольших предприятий. Для того, чтобы бюджетирование стало реальным инструментом управления финансами, эти бизнес-процессы необходимо формализовать, внедрить в практику и обеспечить информационной поддержкой.

Общий алгоритм бюджетирования достаточно традиционный, но он должен быть адаптирован для конкретного предприятия с учётом финансовой структуры, прав и ответственности участников, особенностей информационной системы и других обстоятельств. Будет ли решаться эта задача в рамках оргаизации системы бюджетирования - вопрос руководства компании, но в случае положительного решения средства на эти услуги придётся выделить.

6. Информационная поддержка

Самые лучшие методики управления не будут работать эффективно без адекватной информационной поддержки. Выбор программного инструмента организации бюджетирования - важнейшая задача подготовительного этапа, решение которой определяется многими факторами. Речь идёт не только об инструменте для ведения бюджетов, но и о средстве поддержки бизнес-процессов бюджетирования.

Если предприятие решило обойтись минимумом, то есть Excel для ведения бюджетов и крепкое слово руководителя для управления бизнес-процессами, такую информационную поддержку проще организовать самостоятельно. А вот для разработки ТЗ на настройку специализированного программного обеспечения целесообразнее привлечь консультанта, если уж он проектировал финансовую структуру, бюджеты и бизнес-процессы. Ему же логичнее поручить приёмку результатов и подготовку сценариев обучения персонала.

В любом случае выбранный вариант информационной поддержки окажет существенное влияние на стоимость услуг.           

7. Сопровождение внедрения

После подготовки методических материалов необходимо внедрить  бизнес-процессы бюджетирования в реальную жизнь. Если предприятие не имеет опыта организации подобных процедур, иногда целесообразно привлечь консультанта к проведению нескольких стартовых совещаний, посвящённых вопросам постановки бюджетирования.

В рамках этого этапа консультант готовит и рассылает участникам по электронной почте повестку дня совещания, проверяет на совещании выполнение ранее поставленных задач, обсуждает пути разрешения возникших проблем, ставит новые задачи, готовит протокол совещания и рассылает его участникам совещания. Стоимость этих услуг определяется, как правило, количеством совещаний и почасовым тарифом консультанта.

Мы рассмотрели этапы организации системы бюджетирования с точки зрения возможных вариантов трудоёмкости. Если вы решили использовать для постановки бюджетирования услуги стороннего консультанта, этот текст поможет вам получить требуемый результат за адекватные деньги.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте можно ознакомиться с примерами регламентов бюджетирования, записями вебинаров  Смотрите видео!«Основы организации бюджетирования» и  Смотрите видео!«Управление оборотными средствами с помощью БДДС», а также с процедурой заказа постановки бюджетирования.
 Важно!Если вы хотите оптимизировать стоимость этих услуг для вашего предприятия, заполните эту форму и мы подготовим коммерческое предложение с планом работы и сметой.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать постановку системы бюджетирования?