Нужно ли создавать бизнес-план для управления?

Нужно ли создавать бизнес-план для управления?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Нужно ли создавать бизнес-план для управления?

С завидной периодичностью на разных бизнес-форумах разгораются дискуссии по вопросу, обозначенному в заголовке статьи. Добавлю в общую гамму мнений наблюдение человека,  проработавшего много лет потенциальным заказчиком бизнес-планов для управления бизнесом и занимающимся теперь созданием таких бизнес-планов.

В этой статье речь пойдёт о создании бизнес-плана «для внутреннего употребления», то есть о документе, предназначенном стать руководством к управлению. Желающие поспорить о необходимости создания бизнес-планов для предоставления банкам, инвесторам, конкурсным комиссиям грантов, администрациям особых экономических зон, могут обращаться прямо в перечисленные учреждения.

Судя по бесконечным обсуждениям на бизнес-форумах, тема бессмертная. Защитники бизнес-планирования, иногда не без корысти, утверждают, что без создания бизнес-плана управления, успешного бизнеса быть не может. Противников я бы разделил на 3 категории:

1.      «Бизнес-план придумали трусы»

Трудно возразить людям, желающим вести управление бизнесом без плана. При всей неэффективности и рискованности такого ведения дел, это вопрос менталитета, который преодолеть трудно, а может быть и не нужно. На всякий случай просто перечислю хорошо известные преимущества создания плана ведения бизнеса:

  • Серьёзно проработав рынок, спрос и конкуренцию, вы снижаете риск ошибки прогнозирования доходной части. Другими словами, вероятность выполнения плана продаж, основанного на квалифицированном анализе рынка, будет выше, чем определённого «экспертным» способом, то есть «с потолка».
  • Исследование рынка позволяет обосновать не только план продаж, но и управлять тактикой маркетинга: развитием продукта, ценообразованием, рекламой и продвижением, организацией продаж и т.д. Можно, конечно, поступить более традиционным образом: задать вопрос «как мне продавать мою сметану?» на бизнес-форуме. Желающих посоветовать найдётся много, жаль только что советы не знакомых с рынком сметаны в вашей местности ничего не стоят, а разделить риски выполнения своих рекомендаций советчики не торопятся.
  • Жизнь полна неожиданностей. Если вы продумаете наиболее вероятные обстоятельства, которые могут создать помехи в выполнении вашего бизнес-плана (риски), а главное, - действия, которые могут предотвратить или смягчить эти обстоятельства, шансов у успешного управления бизнесом будет гораздо больше.
  • Если вы запланируете требуемые для вашего бизнеса ресурсы, они обойдутся вам дешевле и будут лучшего качества, чем приобретённые впопыхах, в ситуации цейтнота. Это касается и финансов, и кадровых ресурсов, информационных, логистических, и любых других.
  • Создавая план управления бизнесом можно скоординировать развитие разных функциональных блоков. Например, определив объём продаж, создать требуемые производственные мощности, а под них соответствующие помещения и персонал.
  • Бизнес-план нужен партнёрам по бизнесу, чтобы согласовать своё представление об управлении предприятием, наёмному персоналу - чтобы представлять своё будущее, спланировать карьеру.
  • Стратегически созданный бизнес-план управления предотвращает «рысканье по курсу», то есть лишние, затратные действия, не направленные на достижение согласованной цели.

Я думаю, опытные предприниматели и управленцы могут добавить к этому списку свои пункты. Если несмотря на эти аргументы, вы решили отправиться в море бизнеса «без руля и ветрил», так тому и быть.

Меня больше занимают советчики. Уважаемые господа, убеждающие начинающих предпринимателей не заниматься бизнес-планированием для целей управления, а бросаться в бизнес «головой в омут»! Вы понимаете, какую ответственность на себя берёте? Бизнес - всегда дело рискованное. А если кто-то вас послушает и спалит последние деньги и надежды, вы готовы будете ответить за свои слова материально? Если готовы, сообщите адрес, нахлебавшиеся в «омуте» с удовольствием получат причитающуюся компенсацию. А если не готовы, подумайте о последствиях ваших советов. У вас получилось без создания бизнес-плана? Отлично, я искренне рад, у сотой части, действительно, получается, до определённого масштаба. Жалко, что мы не услышим мнения остальных 99%, им сейчас не до форумов ...

2.     «Я заказал бизнес-план, но толку никакого»

Не уверен в том, что мне кто-нибудь поверит, но заказчик бизнес-плана часто сам является причиной такой неудачи. О нескольких ошибках при создании бизнес-плана управления я уже писал в статье «Типичные ошибки составления бизнес-планов».  

Из них самая фатальная - это желание получить серьёзную работу по несерьёзной цене. Выбирая разработчика по объявлениям типа «создадим любой бизнес-план за 10 тыс. руб.», отжимая претендентов по цене «ниже плинтуса», заказчики неизбежно выходят на сегмент жуликов, продающих чужие, слегка отредактированные бизнес-планы под видом заказных разработок. В некоторых случаях эти поделки решают задачу заказчика, но уж конечно не могут быть представлены инвестору или служить руководством к управлению.

Любопытно, что реальные возможности для снижения стоимости создания бизнес-плана без потери качества, есть. Заключаются они в том, что трудоёмкость, а значит стоимость создания в значительной степени зависит от требований к бизнес-плану и той информации, которая у заказчика уже есть. Выяснить эти обстоятельства можно путём короткой беседы с консультантом или заполнив небольшой вопросник. Но наши заказчики бизнес-планов для управления, зачастую так заняты, что пренебрегают этой возможностью. Вместо этого на телефон сажается секретарша, которой поручено задать только один вопрос: «Почём?». Последствия такого «маркетинга» описаны абзацем выше.

Иногда заказчик остаётся недоволен результатом управленческого бизнес-планирования по той причине, что они с исполнителем не смогли до начала работы чётко согласовать её результат. С этой целью к договору обычно прикладывается структура или оглавление будущего бизнес-плана. Если у вас есть особые требования к результату, включите их в явном виде в это приложение и вероятность взаимного удовлетворения существенно повысится. Может быть заказчик считает основным результатом бизнес-планирования оптимизацию налогов, а исполнитель - достоверное кэш-флоу, учитывающее все налоги, но без оптимизации. Вот будет скандал при предъявлении результатов, хотя исполнителя то обвинить будет не в чем!

И последний совет заказчикам бизнес-планов для управления бизнесом: не забудьте, что созданный бизнес-план нужно выполнять и выполнять качественно. Качественно - это значит настойчиво, но творчески; последовательно, но гибко. Бизнес-план должен стать руководством к управлению, но не догмой. В зависимости от полученных результатов, изменяющейся рыночной конъюнктуры, опытный предприниматель обязательно корректирует свои планы. А вот если вы не отслеживаете фактическое выполнение планов, не мониторите рынок, то через короткое время бизнес-план может превратиться из инструмента управления в прошлогоднее расписание электричек, но винить в этом исполнителя будет не справедливо.

3.     «Я делал бизнес-план сам, но получилось плохо»

Так поручите специалисту, пусть сделает хорошо! Действительно, даже забавно бывает читать перечень ошибок, которые совершил начинающий разработчик и вывод: «создание бизнес-планов для управления - пустое занятие». А если непременно хотите сделать сами, с удовольствием подскажу несколько типичных ошибок самостоятельного бизнес-планирования. Но это уже тема другой, следующей статьи - "Как написать свой первый бизнес-план?".

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков,  Смотрите видео!запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", описание процедуры заказа бизнес-плана. Узнайте о возможностях оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
 Важно!Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы подготовим для вас КП, учитывающее возможности такой оптимизации.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать разработку бизнес-плана?