Нет ли у вас бизнес-плана ценой подешевле?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Цена бизнес-плана Несмотря на обилие написанных и сказанных слов, вопрос о цене бизнес-плана - это главный вопрос для большинства заказчиков. Ну, может быть, не в такой забавной форме (вопрос, вынесенный в заголовок, действительно пришёл к нам по почте в ответ на наше коммерческое предложение), но многие заказчики спрашивают: почему у вас цена бизнес-плана выше, чем, например, на сайте фрилансеров? Отвечаю.

Начну с того, что требования к документу, именуемому «бизнес-план» бывают очень разнообразные. И дело тут не в обилии типовых структур, разработанных банками, органами государственной власти, консалтинговыми компаниями и комиссиями по присуждению грантов. При всём многообразии форматов любой приличный бизнес-план должен содержать одни и те же  разделы. Гораздо важнее то, что бизнес-план, выполненный по любой структуре, может быть разработан с разной степенью достоверности и разной детализацией.

Можно сделать работу, полностью соответствующую любому навороченному формату, но не основанную на реальном знании рынка или не содержащую серьёзного анализа планируемых финансовых результатов. По формальным признакам к такой работе предъявить претензий будет нельзя, но ценность такого бизнес-плана не высока, так как он не выдержит минимального анализа требовательного инвестора или сотрудника банка.

И наоборот, чтобы пройти защиту перед инвестором совсем не обязательно прикрываться международными форматами и импортными программами бизнес-планирования. Для этого нужно:

  • Обосновать рыночными данными, полученными из достоверных источников, план продаж и тактику маркетинга будущего предприятия,
  • Разобрать «по косточкам» все организационные вопросы, специфические для данной отрасли,
  • Построить финансово-экономическую модель, с требуемой детализацией и гибкостью,
  • Проанализировать все возможные риски и, главное, разработать меры по их предотвращению или снижению ущерба.

Если вы прикинете, сколько нужно потратить времени квалифицированному разработчику, чтобы честно проработать эти вопросы, цена качественного бизнес-плана уже не покажется вам высокой.

Собственно всего этого и нет в дешёвых бизнес-планах, разрабатываемых не только большинством фрилансеров, но и значительной частью юридических лиц, промышляющих на этом рынке.

По роду занятий мне приходится просматривать десятки таких работ. Каких нелепостей там только не насмотришься! Большинство этих бизнес-планов не стоят даже той небольшой цены, которую запросили их создатели. Обратите внимание, что здесь я не имею в виду откровенных жуликов, продающих заказчикам чужие готовые бизнес-планы с отредактированными датами, географией, отраслью. Речь не об этом  криминале, а о неквалифицированных авторах, паразитирующих на неквалифицированных заказчиках.

Да, именно поэтому эта «фабрика» по производству малоценных бизнес-планов продолжает существовать. Главная причина - нетребовательность, низкая квалификация заказчиков. При всём том, когда «пузырь лопается», то есть "бизнес-план ценой от 10 тр" не проходит защиту у инвестора или компания, пытающаяся следовать в своей работе дешёвой поделке, банкротится, заказчик не вспоминает о том, что «польстился на дармовщинку», а ругает почём зря всю консалтинговую отрасль, включая добросовестных участников.

Справедливости ради нужно отметить, что достоверный план не всегда и нужен. Иногда требуется просто положить в банк красивый текст, соответствующий правилам кредитной организации. Или оформить решения, уже принятые и просчитанные заказчиком, в общепринятом формате. Подобная работа не требует высокой квалификации и её цена в любой компании ниже, чем полноценного бизнес-плана. У нас это называется "эконом"-вариант бизнес-плана.

Вроде бы всё просто: чтобы заказчику не заплатить лишнего, а исполнителю не упустить ничего из требований заказчика, нужно до подготовки коммерческого предложения досконально выявить эти самые требования. В нашей компании это можно сделать, ответив на вопросник, размещённый на сайте. 

Но далеко не все заказчики идут по такому пути. Некоторые, вероятно наиболее занятые, поручают предварительные переговоры своим секретаршам. Первый же наш вопрос ставит такую «переговорщицу» в тупик и один только бог знает, насколько правильно она проинформирует нас и насколько искажённую информацию она передаст шефу для принятия немаловажного решения.

Другие, вероятно наиболее продвинутые, присылают свои ТЗ, не содержащие важной для расчёта цены и сроков разработки бизнес-плана информации, или свои вопросники, с помощью которых пытаются оценить квалификацию потенциальных исполнителей. Центральным пунктом обычно является вопрос об опыте разработки бизнес-планов в отрасли заказчика. Интересно, если мы разрабатывали в 2010 году бизнес-план по выращиванию зелени на Камчатке методом аэропоники, это повышает нашу ценность в глазах заказчика бизнес-плана по выращиванию  зелени в Ленинградской области после введения эмбарго? Вероятно, повышает, так как отрасль то одна. Вот только рынок абсолютно другой и его исследование нужно делать всегда с нуля, но это «продвинутых» заказчиков не беспокоит.

Недавно наше коммерческое предложение заказчик отверг по причине того, что указанная в нём цена бизнес-плана показалась ему подозрительно маленькой. Когда я спросил его, с чьим предложением он сравнивает, заказчик назвал известное международное консалтинговое агентство. Все понимают, что в случае покупки продукции международных консалтинговых компаний заказчик платит не только за качество работы, но и за бренд.

Это я написал к тому, что, слава богу, на рынке есть возможность выбора. Можно заплатить за бренд, а можно, сэкономив, приобрести бизнес-план ценой не выше стоимости бумаги, на которой он напечатан. Выбор за вами, заказчики бизнес-планов. Один совет: не пожалейте 5 минут времени на обсуждение заказа, «чтобы не было мучительно больно за напрасно потраченные» деньги!

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков,  Смотрите видео!запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. В разделе "Стоимость разработки бизнес-плана" вы можете узнать, как можно снизить цену бизнес-плана без потери качества.
 Важно!Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.