Уровень зрелости бизнес-процессов

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Уровень зрелости бизнес-процессов

В статье «Диагностика бизнес-процессов» я написал о том, какими свойствами должен обладать хорошо выстроенный бизнес-процесс. Бизнес-процессы любого предприятия не идеальны и для разработки плана их совершенствования важно определить на каком уровне зрелости бизнес-процессы находятся.

Уровень зрелость бизнес-процессов определяют по следующему списку критериев:

1. Определены общие границы деятельности и общая направленность

2. Определены необходимые ресурсы, параметры процесса (входы, выходы, управление, показатели)

Если с п. 1 на предприятии, как правило, всё в порядке, то уже п. 2  подтверждается далеко не всегда. В частности, показатели, как правило, определены только для части бизнес-процессов.

3. Исполнители одинаково понимают процедуру процесса

На самом деле, убедиться в этом можно только тогда, когда

4. Процедура процесса описана

Если же формализованного описания бизнес-процесса нет или она не согласована с участниками, нет уверенности в  том, что участники бизнес-процесса понимают процедуру одинаково.

5. Показатели процесса связаны с бизнес-целями организации

6. Определена отчётность по показателям

7. Определены планы по показателям

Управление бизнес-процессом начинается с того момента, когда выполнен критерий 7. Если планы по показателям не определены, с точки зрения системного менеджмента, управления у бизнес-процесса нет.

8. Происходит план-фактный анализ показателей

9. Происходит анализ динамики план-факта по показателям

На основе анализа план-факта по показателям должны вырабатываться управленческие решения, направленные на достижение плановых значений показателей.

10. Осуществляется мониторинг ресурсов процесса

Если на производстве неожиданно закончится сырьё, никакое описание бизнес-процесса не поможет выполнить план.

11. Обучение новых сотрудников происходит по описанию процесса

12. Осуществляется регистрация и разбор проблем

Ключевое слово - регистрация. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что проблема есть, а инциденты не регистрируются. Значит, нет объективной информации для анализа проблемы.

13. Определены процедуры корректировки процесса

Подробнее о необходимости модернизации бизнес-процессов можно почитать в статье по ссылке.

14. Установлены стандарты для процесса (например, стандарт качества)

Типичная беда для многих предприятий - разговоры о качестве есть, а стандартов качества нет. Значит, качество не управляется.

15. Определены цели совершенствования процесса, обеспечено управление изменениями

 

Если на вашем предприятии бизнес-процессы не соответствуют всем этим критериям, поле деятельности для оптимизации бизнес-процессов имеется.

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.