Как не нужно регламентировать бизнес-процессы предприятия

Как не нужно регламентировать бизнес-процессы предприятия

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Как не нужно регламентировать бизнес-процессы предприятия

В одном из предыдущих выпусков "Мифов управленческого консалтинга" я писал о бессмысленности разработки многостраничных регламентов организации для наведения порядка в бизнесе. Причины две - плохая и хорошая:

  • плохая: на предприятиях малого и среднего бизнеса невозможно содержать сотрудников, которые бы в ручном режиме собирали и обрабатывали данные об исполнении регламентов бизнес-процессов; по этой причине регламенты не соблюдаются, а, как правило, даже не читаются персоналом,
  • хорошая: в 21 веке функцию сбора информации о выполнении бизнес-процессов взяли на себя средства ИТ; многостраничные регламенты просто потеряли смысл, их заменили графическое схемы бизнес-процессов, предназначенные не только для обучения сотрудников, но и для настройки программного обеспечения управления бизнес-процессами.

Однако, кое-какую информацию просто нет смысла включать в графические схемы  и её записывают в сопроводительных текстах по традиции называемых регламентами выполнения бизнес-процессов. Давайте разберёмся, какую именно информацию полезно включать в эти регламенты.

А какую информацию включали в прежние времена? Ни в ГОСТе Р 6.30-2003, ни в "Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003" ВНИИ "Документоведения и архивного дела" нет рекомендаций по составу регламентов бизнес-процессов. Поэтому пришлось проанализировать рекомендации методистов в Интернете, и вот к какой традиционной структуре регламента бизнес-процесса мы пришли:

Раздел

Содержание раздела

Аналог в схеме бизнес-процесса

Общие положения

1.       Назначение регламента

Название бизнес-процесса

2.       Область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент

Участники бизнес-процесса

3.       Нормативные документы, на основании которых разработан регламент

"Управление" в нотации IDEF0

Порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Целесообразно иметь общий порядок на все бизнес-процессы

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений

Целесообразно иметь общий глоссарий на все бизнес-процессы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса.

Схема бизнес-процесса

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента

Общая ответственность должна быть закреплена в "Трудовом распорядке", ответственность за показатели - в системе показателей, декларативная ответственность, которой наполнены традиционные регламенты и должностные инструкции, смысла не имеет

Контроль

Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента

Владелец бизнес-процесса

Средства контроля

В схеме бизнес-процесса

 

Таким образом, "традиционные" пункты регламента бизнес-процесса не имеют смысла при описании бизнес-процессов графическими схемами в полноценных нотациях.

То, что не нужно включать в регламенты бизнес-процессов, мы выяснили. А вот что включать в регламенты нужно, разберёмся в следующей статье. 

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать совершенствование бизнес-процессов?