Как не нужно регламентировать бизнес-процессы предприятия

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Как не нужно регламентировать бизнес-процессы предприятия

В одном из предыдущих выпусков "Мифов управленческого консалтинга" я писал о бессмысленности попытки  регламентировать бизнес-процессы путём написания многостраничных регламентов. Причины две - плохая и хорошая:

  • плохая: на предприятиях малого и среднего бизнеса невозможно содержать сотрудников, которые бы в ручном режиме собирали и обрабатывали данные об исполнении регламентов бизнес-процессов; по этой причине регламенты не соблюдаются, а, как правило, даже не читаются персоналом,
  • хорошая: в 21 веке функцию сбора информации о выполнении бизнес-процессов взяли на себя средства ИТ; многостраничные регламенты просто потеряли смысл, их заменили графическое схемы бизнес-процессов, предназначенные не только для обучения сотрудников, но и для настройки программного обеспечения управления бизнес-процессами.

Однако, кое-какую информацию просто нет смысла включать в графические схемы  и её записывают в сопроводительных текстах по традиции называемых регламентами выполнения бизнес-процессов. Давайте разберёмся, какую именно информацию полезно включать в эти регламенты.

А какую информацию включали в прежние времена? Ни в ГОСТе Р 6.30-2003, ни в "Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003" ВНИИ "Документоведения и архивного дела" нет рекомендаций по составу регламентов бизнес-процессов. Поэтому пришлось проанализировать рекомендации методистов в Интернете, и вот к какой традиционной структуре регламента бизнес-процесса мы пришли:

Раздел

Содержание раздела

Аналог в схеме бизнес-процесса

Общие положения

1.       Назначение регламента

Название бизнес-процесса

2.       Область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент

Участники бизнес-процесса

3.       Нормативные документы, на основании которых разработан регламент

"Управление" в нотации IDEF0

Порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Целесообразно иметь общий порядок на все бизнес-процессы

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений

Целесообразно иметь общий глоссарий на все бизнес-процессы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса.

Схема бизнес-процесса

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента

Общая ответственность должна быть закреплена в "Трудовом распорядке", ответственность за показатели - в системе показателей, декларативная ответственность, которой наполнены традиционные регламенты и должностные инструкции, смысла не имеет

Контроль

Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента

Владелец бизнес-процесса

Средства контроля

В схеме бизнес-процесса

 

Таким образом, "традиционные" пункты регламента бизнес-процесса не имеют смысла при описании бизнес-процессов графическими схемами в полноценных нотациях.

То, что не нужно включать в регламенты бизнес-процессов, мы выяснили. А вот что нужно включать в регламенты при их разработке, написано в статье по ссылке. 

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.