Финансовая модель инвестиицонного проекта, анализ инвестиционной среды, оценка инвестиционного проекта

Основные направления анализа инвестиционного проекта

Источник: www.biz-plan.ru

Анализ инвестиционной среды

 

Основные направления анализа инвестиционного проекта Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне риска. Оценка инвестиционного проекта начинается с рассмотрения характеристик инвестиционной среды, (инвестиционного климата).

Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится обследование и проверка истинности всех сведений (“due diligence”) об объекте инвестиций для подготовки к осуществлению инвестиционного проекта и его финансирования.

1. Общеэкономический анализ инвестиционной среды

Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов.

В ходе общеэкономического анализа обычно рассматриваются:

- темпы экономического роста;

- уровень социально-политической стабильности;

- уровень правовой стабильности;

- уровень инфляции;

- стабильность национальной валюты;

- состояние платежного баланса страны;

- уровень процентной ставки за кредит;

- размеры и динамика государственных расходов и инвестиций;

- развитость рыночной инфраструктуры

2. Отраслевой анализ инвестиционной среды

Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект, должна быть рассмотрена со следующих позиций:

- темпы и перспективы роста отрасли;

- состояние рынков сбыта;

- уровень конкуренции;

-наличие специальных налоговых режимов и иных элементов государственного регулирования.

3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционной среды

Анализ всех существенных сторон деятельности компании, которая является перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо разработанного бизнес-плана, либо технико-экономического обоснования (ТЭО - аналог “ feasibility study ”) и отражает следующие аспекты:

- история компании;

- правовой статус;

- финансовое состояние;

- состояние контрактов;

- состояние производственной сферы;

- выпускаемая продукция

- структура управления;

- состояние социальной сферы

- маркетинговая политика.

Полнота проводимого микроэкономического анализа зависит от того, как планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности компании, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием предполагаемых участников проекта.

Оценка самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта, построение экономической модели и оценку проекта в соответствии с выбранным критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная информация образует основу для составления бизнес-плана.

Наряду с подготовкой бизнес-плана проводится анализ возможных способов привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.) в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования (corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг (андеррайтинга).

Оценка инвестиционного проекта

1. Проверка исходных данных.

Информация, используемая в ходе оценки инвестиционного проекта, должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным:

- объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и т.п.);

- затраты на производство и реализацию продукции/услуг;

- нормы амортизации;

- ставки процентов за кредит;

- имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта продукцию.

2. Маркетинговый анализ.

Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ). Последний проводится по следующим этапам:

1) оценка конкуренции и других внешних факторов:

- степень конкуренции;

- потенциальные источники конкуренции;

- наличие государственного регулирования.

2) определение стратегии маркетинга:

- стратегия сбыта;

- стратегия ценообразования;

- использование рекламы, связи с общественностью (public relations), продвижения товара;

- анализ места размещения компании;

- бюджет маркетинга;

- последующая стратегия маркетинга.

3) исследование рынка:

- поиск и анализ первичной информации;

- оценка реакции рынка.

4) прогноз объема продаж:

- объемы продаж по периодам;

- объемы продаж по продуктам и услугам;

- объемы продаж по группам потребителей;

- доля рынка.

Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов по проекту.

3. Анализ организационно-правовой формы.

Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в зависимости, прежде всего, от следующих исходных предпосылок:

1. Проект реализуется на базе существующего предприятия - объекта инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования.

2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный капитал оговоренную сумму.

Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).

Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования.

4. Финансовый анализ.

Финансовое планирование является составной частью процесса инвестиционного планирования и представляет собой моделирование будущих финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется путем построения финансовой модели инвестиицонного проекта и интерпретации результатов расчетов.

Применение финансовой модели позволяет:

- анализировать и прогнозировать финансовые результаты;

- проводить анализ чувствительности;

- снизить затраты времени и средств на хранение и переработку информации;

- снизить риск человеческой ошибки;

- сократить время на проведение расчетов.

Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В своем наиболее полном виде финансовая модель позволяет не только просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с установленными критериями. Некоторые модели включают статистические методы прогнозирования, используемые для построения трендов по основным параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом.

Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов:

1. Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры вводимой и выводимой информации).

2. Создание модели.

3. Пробный запуск и проверка модели.

4. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам проверки).

5. Использование модели.

При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как, например,

- методы ведения бухгалтерского учета :

- порядок начисления амортизации;

- расчеты налоговых платежей;

- график погашения долговых обязательств;

- стратегия формирования запасов и др.

При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация, предположения, формат документов должны быть представлены таким образом, чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты при реализации заданных условий.

Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей, построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса.

Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового планирования деятельности предприятия.

Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей составляются бюджеты денежных средств - прогнозы поступлений и платежей на будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия проводится на основе бюджета денежных средств.

По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели, взаимосвязи между элементами учесть специфичные условия функционирования данного предприятия, реализации проекта.

Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели

Построение финансовой модели

*При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному инвестиционному проекту.

** Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих показателей при построении финансовой модели для оценивания инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего предприятия.

5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов

Для сравнения и выбора инвестиционных проектов инвестор обычно использует следующие критерии:

- чистая приведенная стоимость;

- внутренняя ставка отдачи;

- индекс прибыльности;

- средняя бухгалтерская рентабельность;

- срок окупаемости.

На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на ТВ "Успех" на тему бизнес-планирования, а также описание процедуры заказа и оказания этой услуги. Вы можете узнать, как потратить меньше денег при заказе этой услуги в разделе "Сколько стоит разработка бизнес-плана?".
Свяжитесь с нами по телефонам (812)984-4580, (812)430-1953, Skype Piter-Consult или заполните эту форму и мы подготовим для Вас коммерческое предложение с ценой, сроками и структурой бизнес-плана.
                         Карта сайта   Отзывы   Как заказать?   Примеры работ   Библиотека   Методические материалы   Новости сайта

Как заказать разработку бизнес-плана?