Как самостоятельно провести анализ рынка
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
В одной из статей цикла "Мифы и легенды консалтинга" я писал о том, что некоторые заказчики надеются провести анализ рынка за копейки, но получить результаты на миллионы рублей.
Есть и другие заблуждения, связанные с проведением анализа рынка. Иногда заказчики бизнес-планов не доверяют нашим возможностям провести анализ рынка, и хотят взять эту часть работы на себя. В основном, сэкономить таким образом рассчитывают заказчики, уже имеющие практический опыт работы на рынке.
Мы, в принципе, не против такого варианта проведения анализа рынка. К сожалению, я не припомню ни одного случая, когда бы заказчик сумел предоставить всю требуемую информацию. В этой статье на примере одного конкретного заказа я хочу рассказать, какую мы ожидаем информацию от заказчика, если он решит провести анализ рынка собственными силами.
Итак, наш потенциальный заказчик бизнес-плана захотел создать в своём небольшом городке пекарню и провести анализ рынка самостоятельно. В этом случае мы ожидаем от заказчика следующую информацию:
1. Анализ рынка продукции пекарни
1.1. Клиентская целевая группа
- характеристика территории проживания потенциальных клиентов,
- социально-демографические характеристики будущих клиентов предприятия: пол, возраст, уровень дохода,
- характер потребления клиентами продукции предприятия: объём, регулярность, ассортимент,
- комфортный для потребителей уровень цен,
- способы получения клиентами информации об аналогичной продукции
1.2. Оценка существующего спроса
- объём потребления продукции предприятия в рублях помесячно с учётом сезонности.
1.3. Ожидаемая конкуренция
- список и характеристика конкурентов: расположение, ассортимент, способы рекламы и продвижения, цены, оценка доли рынка.
2. Помещение
- список помещений, пригодных для аренды под пекарню, с параметрами: площадь, стоимость аренды, наличие инженерных сетей необходимой мощности,
- оценка стоимости и сроков ремонта, подключения к источникам энергии и воды.
3. Оборудование
- список оборудования, необходимого для организации пекарни, с характеристиками: производитель, стоимость, условия оплаты, условия монтажа, условия обучения, гарантии, энергопотребление, производительность, требуемая площадь и другие условия размещения, список персонала для эксплуатации,
- оценка общей стоимости и сроков оборудования пекарни "под ключ".
4. Сырьё
- список сырья и расходных материалов, необходимых для производства продукции, с характеристиками: производитель, цена, условия поставки, условия оплаты, расход на 1 рубль продукции.
5. Рынок труда
- уровень зарплат в регионе по требуемым для пекарни специальностям.
6. Рынок финансирования
- условия привлечения инвесторов.
Безусловно, этот список несколько изменяется в зависимости от отрасли и других обстоятельств. Но по нему можно оценить трудоёмкость проведения анализа рынка собственными силами и принять правильное решение.
На сайте размещены примеры отчётов выполненных нами маркетинговых исследований, а также процедура заказа исследования рынка. Вы можете также ознакомиться с вариантами оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость проведения маркетингового исследования".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, использующее возможности такой оптимизации.