Если нужно сделать уникальный бизнес-план
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Многие заказчики бизнес-планов с первых слов предупреждают, что сделать бизнес-план по их заказу будет не просто, так как требуется сделать уникальный бизнес-план. Боюсь разочаровать таких заказчиков, но уникальность заказа они сильно преувеличивают. Какие же обстоятельства могут сделать бизнес-план уникальным с точки зрения заказчиков?
1. Сделайте бизнес-план для нашей уникальной отрасли
Такие заказчики хорошо знакомы с проблемами свой отрасли и полагают, что в других отраслях сделать бизнес-план не составляет никакого труда. Среди особенностей отрасли заказчики, обычно выделяют
- закрытость информации
Без достоверной информации сделать хороший бизнес-план, действительно, нельзя. Верно и то, что отрасли бывают более и менее информативно открытые. О том, как можно найти информацию, чтобы сделать бизнес-план, мы написали в статье «Чудеса проведения анализа рынка». Безвыходных ситуаций не бывает, но высокие требования к точности информации приводят к высокой стоимости. Вопрос состоит в выборе оптимального для заказчика варианта получения информации.
-
неточность
отраслевой информации
Расчёты, сделанные в бизнес-плане, всегда имеют какую-то погрешность. Можно лишь стараться эту погрешность минимизировать. Важна не столько величина погрешности исходных данных, сколько последствия для бизнеса ситуации, когда все исходные параметры примут наихудшие значения. Чтобы оценить эти последствия, в бизнес-плане делают анализ чувствительности основных результатов от изменения исходных данных. Если чувствительность высока, значит бизнес получается рискованный и нужно подумать, как сделать более надёжный бизнес-план.
- непредсказуемость развития отрасти
Непредсказуемостью в России никого удивить нельзя. В основе любого планирования лежит прогноз наиболее вероятного развития событий. Этот наиболее вероятный сценарий и выбирают, чтобы сделать наиболее достоверный бизнес-план. Если бюджет позволяет, можно сделать бизнес-план с несколькими сценариями, например, реалистичным, оптимистичным и пессимистичным.
2. Нужно сделать бизнес-план для бизнеса, отсутствующего в РФ
Мы неоднократно делали такие бизнес-планы. Если товар, услуга пока отсутствует в РФ, но уже существуют в других странах, нужно заняться анализом зарубежного рынка и отмасштабировать результаты на рынок РФ с учётом уровня развития, дохода, менталитета и т. д. Кстати, анализ зарубежного рынка часто помогает сделать достоверный бизнес-план, так как состояние рынка более развитых стран даёт нам прогноз ситуации в России при благоприятном развитии событий.
Мы также делали бизнес-планы для уникальных продуктов, отсутствующих в мире. В этом случае нужно анализировать потребности потенциальных покупателей, которые удовлетворяет этот продукт. И опять всё зависит от бюджета: если он достаточный, можно провести опросы, фокус-группы и сделать вполне достоверный бизнес-план.
3. Сделать бизнес-план по уникальным требованиям
Как правило «уникальность» требований заказчика основана не незнании методологии бизнес-планирования. Либо требования оказываются не уникальными, либо заказчик хочет чуда (например, сделать достоверный расчёт результата без оценки рынка), либо уникальные требования отпадают после обсуждения цены вопроса.
В общем, если вам нужно сделать бизнес-план, пусть вас не смущает его «уникальность». Обратитесь к специалистам и всё окажется более прозаично, чем вы ожидали.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.