Как не нужно заказывать бизнес-план
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
О самом популярном критерии заказа бизнес-плана я уже писал в статье "Сколько стоит заказать бизнес-план?". Писал и о последствиях, которые ожидают заказчиков, польстившихся на дешевизну, в статье "Нет ли у вас бизнес-плана ценой подешевле?".
Разобравшись с ценой, многие заказчики бизнес-планов задают следующий по популярности вопрос "А вы делали уже бизнес-план для моей отрасли?". Раньше я пытался объяснять, что опыт, полученный при выполнении заказов на бизнес-планирование в той же отрасли, но для другой территории, да ещё несколько лет тому назад, вряд ли пригодится нам для решения задачи заказчика сегодня. Но теперь, по счастью, список отраслей, для которых у нас заказывали бизнес-планы, весьма обширный и я, не вдаваясь в детали, с гордостью отвечаю на вопрос заказчика бизнес-плана утвердительно и начинаю расти и в его глазах.
Приведу пример в помощь коллегам, не обладающим таким обширным портфолио. Недавно к нам обратился заказчик, планировавший выращивать тепличные овощи методом аэропоники в Ленинградской области. Мы получили заказ на этот бизнес-план только потому, что 2011 году делали бизнес-план по выращиванию салата тем же методом, но на Камчатке.
До сих пор не могу понять, какой такой опыт помог нам успешно справиться с новым бизнес-планом. Технология аэропоники ушла с тех пор далеко вперёд. Маркетинговая ситуация сейчас на этом рынке совсем другая и во многом определяется эмбарго на ввоз продовольственных товаров и мерами по поддержке сельхозпроизводителей. С геотермальными источниками, которые собирались использовать для обогрева теплиц на Камчатке, в Ленинградской области напряжёнка. В общем ничего общего между этими бизнес-планами не было, но заказчик остался доволен.
Ценность отраслевого опыта разработчика при заказе бизнес-планов вызывает сомнение потому, что для хорошего бизнес-плана информацию об отрасли нужно получать "здесь и сейчас". То есть, несмотря на опыт 2011 года, выполняя новый заказ на бизнес-план выращивания тепличных овощей, нам пришлось провести то же самое исследование рынка, которое мы бы провели, не зная, что такое аэропоника.
Компетенция разработчиков бизнес-планов заключается не в обладании отраслевым опытом, а во владении методиками анализа рынка, маркетингового и финансового планирования. Необходимые для бизнес-планирования данные об отрасли разработчики получают от экспертов рынка и в ходе маркетингового исследования, которое нужно проводить с учётом всех обстоятельств заказанного бизнес-плана: даты создания, территории, цели разработки, требований и т.д. Так что при выборе исполнителей полезнее убедиться в их владении методикой бизнес-планирования, а не в отраслевом опыте.
Мы ежедневно анализируем запросы, по которым пользователи Интернета посещают наш сайт. В день написания этой статьи обнаружили 2 запроса, расположившихся рядом по времени: " что такое бизнес план и как его составлять" и "сколько можно заработать на составлении бизнес планов". Ещё один "разработчик" бизнес-планов вышел на рынок ...
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Узнайте о вариантах оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.