Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития АО собственности РФ и ФГУП в соответствии с Распоряжением №2199-р

Сохранена нумерация разделов Распоряжения №2199-р

II. Структура стратегии развития

4. Стратегия развития состоит из следующих разделов:

  • общие положения;
  • роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли;
  • рынки и потребители;
  • конкурентный анализ;
  • стратегические цели развития организации;
  • прогноз развития организации;
  • ключевые показатели;
  • программа приоритетных мероприятий.

5. В случае если по итогам 3 полных лет, предшествующих периоду стратегического планирования, объем выручки организации в среднем составлял менее 1 млрд. рублей ежегодно и одновременно с этим балансовая стоимость активов на конец года в среднем составляла менее 10 млрд. рублей, по решению органа управления организации разделы "роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли", "рынки и потребители" и "конкурентный анализ" стратегии развития могут не формироваться или формироваться без учета требований пунктов 6-9 настоящих методических рекомендаций.

По решению органа управления организации раздел "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития может не формироваться или формироваться без учета требований пунктов 13-20 настоящих методических рекомендаций.

6. Раздел "общие положения" стратегии развития должен содержать краткие сведения об организации, о целях ее деятельности в соответствии с учредительным документом организации и (или) решениями ее органа управления, а также понятия и термины, используемые в стратегии развития.

7. Раздел "роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли" стратегии развития разрабатывается на основании документов стратегического планирования, установленных Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и должен с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности содержать:

  • информацию о количественном и (или) качественном вкладе организации в достижение национальных целей, который организация осуществляет или может начать осуществлять в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности в период стратегического планирования исходя из имеющихся в ее распоряжении ресурсов и специфики отрасли, в которой действует организация, с учетом приоритетных направлений ее деятельности;
  • информацию о роли и месте в мировой и (или) национальной экономике, которые организация занимает или может занять в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности в период стратегического планирования исходя из имеющихся в ее распоряжении ресурсов и специфики отрасли, в которой действует организация, с учетом приоритетных направлений ее деятельности.

Отрасль, в которой действует организация, для целей реализации настоящих методических рекомендаций определяется по виду экономической деятельности, на который приходится наибольший удельный вес выручки организации. Если в период стратегического планирования предполагается изменение основного вида деятельности, на который приходится наибольший удельный вес выручки организации, изменение отраслевой принадлежности организации должно быть учтено в указанном разделе стратегии развития.

8. Раздел "рынки и потребители" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должен содержать описание потребностей мировой и (или) национальной экономики, которые будет удовлетворять организация в период стратегического планирования с учетом номенклатурного перечня товаров (работ, услуг), производимых (осуществляемых, оказываемых) организацией (далее - продукция) в период стратегического планирования, и объема спроса на продукцию в натуральном и денежном выражении в сегменте мировой и (или) национальной экономики, в котором организация ведет финансово-хозяйственную деятельность.

В указанный раздел включаются:

  • результаты рассмотрения федеральных и отраслевых документов стратегического планирования, а также при необходимости документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, которые могут повлиять на поведение потребителей продукции и их платежеспособный спрос;
  • прогноз изменения рынка, на котором организация осуществляет деятельность, в период стратегического планирования в части, касающейся спроса, структуры, конкуренции, состава и структуры потребителей продукции, их платежеспособности;
  • план продаж продукции по номенклатурным группам (единицам, если группировка невозможна) с указанием существенных групп (единиц) продукции, доля которых составляет более 5 процентов общего объема продаж организации в период стратегического планирования. План продаж составляется на каждый год периода стратегического планирования по номенклатурным группам (единицам) продукции с учетом прогнозируемой цены продукции и прогнозных сроков оплаты и поставки (сроков оборачиваемости дебиторской задолженности) соответствующей продукции.

9. Раздел "конкурентный анализ" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должен содержать итоги анализа результатов деятельности организации в сравнении с результатами деятельности не менее чем 3 компаний, сопоставимых с организацией по масштабам и целям финансово-хозяйственной деятельности, составу производимой продукции, структуре капитала, рыночной и территориальной принадлежности (далее - компании-аналоги).

Для организаций, являющихся субъектами естественных монополий, конкурентный анализ в части деятельности по оказанию тарифицируемых услуг по согласованию с отраслевым органом может не проводиться. При этом в случае проведения субъектами естественных монополий конкурентного анализа компаниями-аналогами могут являться в том числе компании, ведущие деятельность на зарубежных рынках, а также компании, сопоставимые с организацией по размеру и структуре активов и капитала.

Для организаций, осуществляющих деятельность преимущественно за пределами Российской Федерации, конкурентный анализ проводится при наличии компаний-аналогов.

При проведении указанного анализа необходимо учитывать отрасль и территорию деятельности организации, состав и структуру потребителей продукции, предусмотренных разделом "рынки и потребители", а также рекомендуется использовать в том числе показатели деятельности, характеризующие:

  • перечень производимой продукции (в том числе с точки зрения наиболее перспективной, инновационной продукции и современных технологий производства);
  • долю рынка и объем сбыта продукции;
  • структуру издержек;
  • рентабельность деятельности организации;
  • наукоемкость производства (соотношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и выручки);
  • долговую нагрузку и платежеспособность организации (в том числе характеризующие структуру обязательств);
  • ликвидность деятельности организации;
  • иные отраслевые и финансовые особенности деятельности организации.

По результатам такого анализа указываются выводы о текущем положении организации в отрасли и перспективах ее экономического развития в период стратегического планирования, а также преимущества и недостатки финансово-хозяйственной деятельности организации, выявленные в сопоставлении с другими компаниями, и при необходимости определяются подходы к повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации.

10. Раздел "стратегические цели развития организации" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и включает в себя описание определенных учредительным документом организации и (или) решениями ее органа управления стратегических целей развития организации с учетом возможности оценки достижения этих целей с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, однозначных критериев и методов их оценки.

Стратегические цели развития организации должны быть:

  • обоснованы ролью и местом организации в стратегическом развитии экономики Российской Федерации, в том числе с учетом национальных целей;
  • ориентированы на удовлетворение выбранной потребности (потребностей) мировой и (или) национальной экономики;
  • сформированы с учетом специфики отрасли, в которой действует организация, и влияния деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов на деятельность организации;
  • направлены на реализацию преимуществ и устранение недостатков продукции.

11. Раздел "прогноз развития организации" стратегии развития должен содержать на весь период стратегического планирования финансовую модель, созданную на основе современных инструментов, принципов и методов математического прогнозирования и финансового моделирования, при планировании и реализации которой необходимо руководствоваться и учитывать ее взаимосвязь:

  • со штатным расписанием организации;
  • с учетной политикой организации;
  • с технологическими процессами производства продукции;
  • с параметрами инвестиционных проектов организации;
  • с положениями налогового законодательства;
  • с социально-экономическим развитием мировой и (или) национальной экономики в разрезе макроэкономических и микроэкономических показателей.

В случае если на организацию законодательством Российской Федерации возложена обязанность составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - консолидированная отчетность) или если организацией составляется такая отчетность наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составленной в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (далее - бухгалтерская отчетность), финансовая модель должна соответствовать формам консолидированной отчетности в соответствии с учетной политикой организации, а также при необходимости формам статистической отчетности, установленным для организации, и при необходимости может быть дополнена отдельными учетными формами, используемыми в организации, в случае, если они содержат показатели, не указанные в формах консолидированной отчетности.

В иных случаях финансовая модель должна соответствовать формам бухгалтерской отчетности в соответствии с учетной политикой организации, а также при необходимости формам статистической отчетности, установленным для организации, и при необходимости может быть дополнена отдельными учетными формами, используемыми в организации, в случае, если они содержат показатели, не указанные в формах бухгалтерской отчетности.

В финансовую модель могут быть также включены иные показатели исходя из необходимости контроля за отдельными показателями деятельности организации и специфики ее деятельности.

В данный раздел также включаются предполагаемые финансовой моделью:

  • дисконтированный финансовый результат периода стратегического планирования, выраженный в сумме чистых активов организации на конец периода стратегического планирования, дисконтированных к началу периода стратегического планирования, и дивидендов, планируемых к выплате по акциям организации в период стратегического планирования (для предприятий - прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, за каждый год периода стратегического планирования), дисконтированных к началу периода стратегического планирования, за вычетом стоимости чистых активов организации на начало периода стратегического планирования;
  • оценка устойчивости функционирования организации по завершении периода стратегического планирования.

12. Раздел "ключевые показатели" стратегии развития должен содержать:

  • состав, удельный вес, порядок расчета и целевые значения на каждый год периода стратегического планирования ключевых показателей эффективности деятельности (показателей деятельности) организации, соответствующие составу, удельному весу, порядку расчета и целевым значениям ключевых показателей эффективности деятельности (показателям деятельности) организации, установленным органом управления организации в соответствии с методическими рекомендациями по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019г. N1388-р, и методическими рекомендациями по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020г. N3579-р (далее - ключевые показатели эффективности);
  • состав, порядок расчета и целевые значения на каждый год периода стратегического планирования иных показателей (при наличии), дополнительно характеризующих достижение стратегических целей развития организации и результаты деятельности организации в период стратегического планирования и соответствующих финансовой модели.

В случае если на момент разработки стратегии развития ключевые показатели эффективности установлены органом управления организации не на каждый год периода стратегического планирования, для целей формирования указанного раздела стратегии развития утвержденные целевые значения ключевых показателей эффективности дополняются предварительными целевыми значениями ключевых показателей эффективности на те годы, на которые они фактически не установлены, рассчитанными с учетом данных, указанных в разделе "прогноз развития организации" стратегии развития.

13. Раздел "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируется с учетом положений внутренних документов организации, устанавливающих политику управления рисками, инвестиционную политику организации и стратегии (программы) цифровой трансформации организации, а также исходя из необходимости содействия организации в достижении национальных целей и должен содержать комплекс взаимосвязанных мероприятий и результатов прикладных расчетов по каждому приоритетному направлению деятельности организации, ведущему к достижению стратегических целей развития организации.

В случае предоставления организации в рамках государственных программ Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) субсидий из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) раздел "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития должен содержать мероприятия, соответствующие мероприятиям (результатам) структурных элементов государственных программ Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), в целях достижения которых предоставляются субсидии из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).

При формировании раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития необходимо руководствоваться тем, что каждое отдельное мероприятие должно сопровождаться определением ожидаемого результата его реализации, сроков реализации этого мероприятия, лица (группы лиц, структурных подразделений организации), ответственного за реализацию мероприятия, а также количественного показателя (показателей), характеризующего реализацию мероприятия, отвечающего критериям конкретности, измеримости (счетности), точности и достоверности.

В разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития по каждому приоритетному направлению деятельности рекомендуется определять:

  • контрольные точки оценки реализации приоритетных направлений деятельности;
  • условия и критерии прекращения реализации соответствующего приоритетного направления деятельности в период стратегического планирования (в том числе с установлением лимитов убытков от его реализации);
  • условия принятия решений о корректировке при необходимости программы мероприятий по достижению стратегических целей развития организации, сформированные с учетом специфики деятельности организации.

При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации в период стратегического планирования, рекомендуется руководствоваться разделением на следующие типы мероприятий:

  • мероприятия по производству продукции;
  • мероприятия по продвижению и реализации продукции;
  • мероприятия по инвестированию и финансированию;
  • мероприятия по внедрению инноваций, исследованиям и разработкам;
  • мероприятия по обеспечению деятельности организации;
  • мероприятия по управлению рисками;
  • иные мероприятия.

14. Мероприятия по производству продукции в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и приоритетных направлений ее деятельности, а также должны включать в том числе:

  • мероприятия (план) по производству продукции исходя из имеющихся у организации производственных, сырьевых, финансовых, информационных и человеческих ресурсов, возможностей внедрения инноваций, модернизации оборудования и технологических процессов;
  • условия прекращения выпуска (создания) соответствующей продукции (при необходимости).

Такие мероприятия рекомендуется проектировать исходя из необходимости:

  • повышения коэффициента использования оборудования;
  • снижения трудоемкости выпуска продукции;
  • повышения энергоэффективности и энергосбережения;
  • снижения материалоемкости производства;
  • повышения качества и улучшения потребительских свойств продукции;
  • снижения вредного воздействия на окружающую среду;
  • снижения зависимости организации от сырья, комплектующих и производственных ресурсов, произведенных в иностранных государствах и на территориях, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия;
  • увеличения роста занятости населения Российской Федерации и повышения производительности труда.

При планировании и реализации мероприятий по производству продукции рекомендуется сбалансировать объемы выпускаемой продукции с объемами потребляемых для ее производства сырья, энергии и производственных услуг, а также определить долгосрочные планы закупок товаров (работ, услуг), необходимых для производства продукции, в том числе определить качественные и количественные характеристики закупок с несколькими альтернативными поставщиками по каждому виду закупаемых товаров (работ, услуг).

15. Мероприятия по продвижению и реализации продукции в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должны включать в том числе мероприятия:

  • по стимулированию сбыта, продвижению, рыночному и общественному позиционированию продукции для ее продажи;
  • по повышению узнаваемости бренда организации и уровня лояльности потребителей продукции.

При планировании и реализации мероприятий по продвижению и реализации продукции необходимо руководствоваться необходимостью определения исчислимого экономического эффекта от затрат на соответствующие мероприятия в виде повышения объема продаж продукции или увеличения доли организации на соответствующем рынке.

16. Мероприятия по инвестированию и финансированию в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должны включать в том числе мероприятия:

  • по инвестированию временно свободных средств, прибыли, оставшейся в распоряжении организации, и иных источников инвестиций;
  • по управлению обязательствами организации и их оптимизации;
  • по приобретению и продаже крупных (существенных) активов, акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ и созданию (учреждению) дочерних хозяйственных обществ;
  • по обеспечению ликвидности деятельности организации, обеспечению проведения финансовых операций и привлечению дополнительных финансовых ресурсов, в том числе в рамках работы единого казначейства организации.

При планировании и реализации мероприятий по инвестированию и финансированию необходимо учитывать их взаимосвязь с мероприятиями иных типов, в том числе с учетом необходимости:

  • полного и своевременного обеспечения финансовыми и иными ресурсами приоритетных направлений деятельности;
  • указания на плановый (при отсутствии заключенных договоров или соглашений, предусматривающих финансирование) или фактический (при наличии заключенных договоров или соглашений, предусматривающих финансирование) характер источников финансирования операционной и инвестиционной деятельности организации;
  • установления допустимых критериев инвестирования (сроков окупаемости инвестиций, чистого дисконтированного дохода от инвестиций, внутренней нормы доходности инвестиций и др.);
  • установления требований к максимально допустимому уровню долговой нагрузки организации и отношению операционного денежного потока к выручке, структуре капитала, структуре источников финансирования инвестиций и уровню ликвидности активов организации;
  • выявления непрофильных активов организации и проведения работы по их отчуждению для целей реструктуризации активов организации, по снижению издержек на содержание непрофильных активов, а также использования средств, полученных от продажи непрофильных активов, в качестве источников финансирования инвестиций.

17. Мероприятия по внедрению инноваций, исследованиям и разработкам в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должны включать в том числе мероприятия:

  • по внедрению инноваций (в том числе в части разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта), модернизации оборудования и технологических процессов, созданию новых производств;
  • по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

При планировании и реализации мероприятий по внедрению инноваций, исследованиям и разработкам необходимо учитывать их взаимосвязь с мероприятиями иных типов и руководствоваться тем, что:

  • эффект от реализации указанных мероприятий должен учитывать повышение производительности труда, снижение энергоемкости производственных и торговых процессов, а также оказывать положительное влияние на осуществление производственных мероприятий организации, повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и импортозамещения иностранной продукции;
  • общие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не должны приводить к критическому снижению ликвидности деятельности организации, а также должны соответствовать цели получения прибыли и параметрам финансово-инвестиционной политики организации;
  • включение указанных мероприятий в стратегию развития рекомендуется сопроводить утвержденным исполнительным органом организации технико-экономическим обоснованием, содержащим определение исчислимого положительного экономического или технологического эффекта от реализации мероприятия, объема инвестиций в рамках реализации мероприятия, а также описание и оценку рисков реализации мероприятия.

18. Мероприятия по обеспечению деятельности организации в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должны включать в том числе мероприятия:

  • по повышению качества операционных (административно-хозяйственных) процессов в организации;
  • по повышению качества информационно-аналитической среды организации, обеспечению высокого качества и достоверности управленческой отчетности, расширению аналитического инструментария организации, в том числе посредством использования интерактивных моделей производства и внедрения современных информационных технологий, технологий анализа больших данных и машинного обучения, технологий искусственного интеллекта;
  • по повышению качества корпоративного управления в организации, в том числе с учетом специфики деятельности организации посредством внедрения кодекса корпоративного управления и рекомендаций Центрального банка Российской Федерации при необходимости;
  • по улучшению корпоративной и производственной культуры организации, в том числе посредством обучения и развития персонала, обмена опытом с другими организациями и научно-исследовательскими и аналитическими организациями.

19. Мероприятия по управлению рисками в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются в соответствии с политикой управления рисками, утвержденной в организации, и включают мероприятия по управлению рисками реализации стратегии развития, в том числе по их выявлению, оценке, обработке, мониторингу, снижению и страхованию.

20. Иные мероприятия в разделе "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития формируются с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должны включать мероприятия, направленные на реализацию стратегии развития, которые по своему характеру не могут быть отражены в иных подразделах программы мероприятий по реализации стратегии развития.

Можно ознакомитьсяКомпания "Питер-Консалт" оказывает услуги по разработке стратегии развития предприятия в соответствии с рекомендациями Распоряжения №2199-р. На сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий и отзывы наших заказчиков. "Как заказать построение стратегии?" можно узнать по этой ссылке.
 Важно!Свяжитесь с нами по каналам связи, указанным на сайте, и мы обсудим возможности оптимизации расходов на эту работу в зависимости от ваших требований и наличия информации.