Финансовый и управленческий учёт на предприятии
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Недавно я прочитал мнение о том, что "хорошо организованный финансовый (бухгалтерский) учет на предприятии зачастую упраздняет управленческий учёт". Прочитал и понял, что нужно разобраться ещё с одним мифом.
До сих пор на некоторых предприятиях используют такую формулу учёта:
управленческий учёт = бухгалтерский учёт плюс теневой
Оставим эту формулу 90-м годам, и не будем обсуждать её всерьёз.
Более продвинутое определение предполагает, что управленческий учёт организуется на предприятии также как финансовый (бухгалтерский) учёт, но не по оригиналам бухгалтерских документов, а по документам и событиям, определённым самим предприятием. Например, реализация в управленческом учёте может учитываться не по накладной, а по информации менеджера по продажам о заключении сделки. Давайте оставим такому учёту название "оперативный", что закреплено в учётных документах управленческих конфигураций 1С.
Обратимся к классическому определению. "Википедия" утверждает, что "Управленческий учёт предприятия - упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности предприятия информации и показателей для управленческого звена организации ".
Что же это за "важные для принятия решения показатели"? Неужели их список ограничивается выручкой, расходами, прибылью и статьями баланса, что включает в себя финансовый учёт?
Нет, конечно. Основатели Системы Сбалансированных Показателей иллюстрировали свою методику следующим примером. Представьте себе, что вы собрались лететь на самолёте и, случайно заглянув в кабину пилота, обнаружили на панели приборов одинокий спидометр и больше ничего. Неужели вы бы доверили свою жизнь такому самолёту?
Попытка управлять предприятием на основе только финансовых показателей подобна полёту на самолёте с двумя-тремя приборами вместо полноценного набора приборной доски. Если кому-то хочется рисковать, мешать не будем. Но общее правило такое: если вы хотите управлять каким-либо участком, бизнес-процессом предприятия, начните с определения по крайней мере одной цели управления, причём цели такой, какую можно будет измерить показателем. Если есть показатель, значит, возможно, бизнес-процесс управляется. Нет показателя - нет целевого управления. Есть разве что оперативное: бери больше, кидай дальше.
Желающих узнать больше о системе показателей адресую к статье по ссылке выше и к вебинару на эту тему. Остальным сообщу, что даже в самом маленьком и простом бизнесе таких показателей наберётся 30-40 (в большом бизнесе показателей сотни и даже тысячи). Для их расчёта нужно организовать учёт исходных данных. Вот это и называется управленческий учёт на предприятии.
Для организации управленческого учёта нужно определить его правила - управленческую политику, которая на большинстве предприятий малого и среднего бизнеса не формализована и часто бывает противоречивой. Если политика финансового учёта определяется законодательством, то управленческую учётную политику формирует каждое предприятие по-своему, исходя из своих целей.
Теперь решайте сами, упраздняет ли финансовый учёт управленческий или не имеет к нему отношения.
На нашем сайте можно посмотреть вебинар "Основы бюджетирования", в котором, в том числе, рассмотрен вопрос формирования управленческой учётной политики.
Если вы хотите получить коммерческое предложение на выполнение работ по организации управленческого учёта, заполните, пожалуйста, эту форму. Мы изучим специфику вашей задачи и дадим своё
предложение, оптимизирующее ваши расходы на эту работу.