О готовых бизнес-планах, типовых бизнес-процессах и потерянных деньгах
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Ни заказчики консалтинговых услуг, ни исполнители не хотят тратить лишних денег. В результате появился такой продукт, как готовые результаты управленческого консалтинга: готовые бизнес-планы, типовые описания бизнес-процессов, системы показателей, ТЗ на внедрение управленческих информационных систем. Давайте разберёмся, стоят ли они тех небольших денег, которые хотят продавцы этого товара.
О бесполезности готовых или "типовых" бизнес-планов я уже писал. Настоящий бизнес-план должен учитывать обстоятельства конкретного проекта: текущее состояние рынка, территорию, амбиции и готовность к рискам инициатора. Можно, конечно, попытаться обмануть банк, инвестора или даже себя готовым бизнес-планом, но последствия могут оказаться печальными.
Активны на рынке и продавцы "типовых" бизнес-процессов. Вынужден разочаровать покупателей этого добра: "типовые" бизнес-процессы разрабатываются давно и лежат они в Интернете в открытом доступе. Мы даже опубликовали на своём сайте результат одной из первых попыток в этой области - структуру классификации процессов, разработанную Американским Центром производительности и качества (American Productivity & Quality Center). В Интернете можно легко найти и схемы "типовых" бизнес-процессов.
Не уверен, что вы узнаете бизнес-процессы своей компании в этих публикациях. Но если и узнаете, то согласитесь, что "типовые" бизнес-процессы нужно сильно переделывать, чтобы они стали похожи на процедуры, которые вы хотели бы внедрить для вашего бизнеса. И не потому, что вы не специалист, а разработчики "типовых" бизнес-процессов профессионалы.
Причина в том, что бизнес-процессы - это, конечно, важный инструмент управления, но не "заглавный". Подчинённость элементов системы управления представлена на следующем рисунке.
Для тех, кто не согласен с подчинённостью бизнес-процессов стратегии, приведу лишь один пример. Предположим, кто-то затеял организовать продажу одежды элитных марок и занялся проектированием бизнес-процесса обслуживания покупателей. Логично, что этот бизнес-процесс владелец стал оптимизировать по критерию удовлетворённости покупателя, и получилась процедура, которую любой может наблюдать в дорогом бутике.
Если бы наш предприниматель затеял организовать "секонд хэнд", он бы спроектировал тот же бизнес-процесс по другому, минимизируя стоимость обслуживания посетителя.
То есть бизнес-процесс должен быть подчинён той стратегии продажи одежды, которую выбрал инициатор бизнеса. И если бы владельцу бутика предложили "типовой" бизнес-процесс работы продавца магазина одежды, он справедливо бы его отверг.
Приведённый пример иллюстрирует также бесполезность такого продукта как "типовая" система показателей. Показатели оптимизации одного и того же бизнес-процесса продаж одежды также зависели от выбранной стратегии. Собственно и бизнес-процессы получились разные потому, что критерии их оптимизации сильно различались.
Стратегию определяет сам предприниматель или берёт в помощники консультанта. Не исключаю, что кто-то уже торгует "типовыми" стратегиями. Но если уж вы решили заплатить за то, чтобы вам описали, как вести бизнес, логичнее купить франшизу. Хороший пакет франшизы включает в себя все инструменты управления, но и стоит гораздо дороже "типовых" поделок.
С интересом жду, когда на рынке появятся "типовые" франшизы. А они появятся, если будут покупатели.
На нашем сайте можно ознакомиться с результатом проектирования системы управления, процедурой заказа услуги по совершенствованию управления предприятием, презентацией общего алгоритма её выполнения, типовым коммерческим предложением на её оказание. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость совершенствования системы управления".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.