Как не нужно экономить при подготовке бизнес-плана
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Желание снизить расходы при заказе подготовки бизнес-плана вполне понятно. В нашей компании даже есть вопросник, заполнив который можно выбрать вариант подготовки бизнес-плана, оптимизирующий расходы в соответствии с целью заказчика. В статье "Стоимость разработки бизнес-плана" мы описали эти варианты подготовки бизнес-планов.
Но иногда заказчики выбирают ложные пути экономии при заказе подготовки бизнес-плана. Перечислю основные ошибки, которые совершают заказчики.
1. Нам бизнес-план не нужен, подготовьте только презентацию
Презентация подготавливается на основе полноценного бизнес-плана путём оформления в виде слайдов (чаще всего, MS Power Point) основных результатов бизнес-планирования. То есть сначала подготавливается бизнес-план, потом для него делается презентация.
Иначе откуда разработчикам взять те самые основные результаты? Выдумать? Так выдумайте их сами, а для оформления слайдов наймите дизайнера, работающего в Power Point.
Нет, таким образом на подготовке бизнес-плана не сэкономить.
2. Финансовый план готовить не нужно, рассчитайте только основные показатели
Разработчики бизнес-планов при подготовке финансового плана используют программы бизнес-моделирования или шаблоны Excel. Чтобы программа или Excel корректно рассчитали основные показатели, все исходные данные должны быть введены. После этого программа рассчитает стандартный финансовый план: БДР, БДДС, ББЛ, финансовые коэффициенты, показатели эффективности, анализ безубыточности, анализ чувствительности.
Думаю теперь понятно, что ограничившись только основными показателями, на подготовке бизнес-плана вы не сэкономите.
3. Нужно подготовить "маленький (небольшой, простой, сокращённый ...)" бизнес-план.
А это что такое? Какой бизнес-план считать "маленьким", а какой - большим. Да и стоимость подготовки бизнес-плана не зависит от количества листов.
Точно также непонятны требования к "простому, сокращённому" и другим "экономным" вариантам. А значит, не понятна экономия, которую вы сможете получить при подготовке такого бизнес-плана.
Вот если вы откажетесь от какого-либо раздела бизнес-плана, стоимость его подготовки может уменьшиться. Правда выбор тут небольшой: с учётом трудоёмкости чаще всего отказываются от проведения маркетингового исследования.
В нашей компании такой вариант подготовки бизнес-плана носит название "эконом". Действительно, стоимость "эконом"-варианта существенно ниже, чем "максимального". Однако и достоверность такого бизнес-плана будет ниже. Причина в том, что в "эконом"-варианте существенные для бизнес-плана исходные данные подготавливаются на основании нашего опыта или опыта заказчика, а не на основании анализа рынка. О важности проведения маркетингового исследования для подготовки достоверного бизнес-плана написано в статьях раздела "Бизнес-планирование" нашего сайта.
В общем, совет такой: не нужно придумывать свои способы экономии при заказе подготовки бизнес-плана. Не пожалейте 5 минут для ответов на вопросы разработчика, и вы сможете реально сэкономить при заказе этой работы без ущерба для цели бизнес-планирования.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.