Управление ассортиментом и товарными запасами на предприятии
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
Пессимисты говорят, что впереди нас ждёт кризис. Оптимисты считают, что кризис уже наступил. Но самые практичные руководители бизнеса не подбирают название текущей ситуации в экономике, а ищут резервы, которые позволят пережить лихолетье без потерь. В торговле и на производстве эти резервы можно найти в оптимизации ассортимента и товарного запаса.
Действительно, в период стагнации падает спрос и многие предприятия начинают испытывать дефицит оборотных средств, связанный с замораживанием ресурсов в товарном запасе, сформированном стихийно или на основе завышенных ожиданий сбыта. А если денег не хватает, начинает болеть весь организм компании. Лучше не дожидаться наступления этой ситуации и заняться оптимизацией ассортимента и товарного запаса уже сейчас, когда деньги на зарплату есть и кредиторы не обрывают телефоны.
Вопрос оптимизации товарного запаса хорошо проработан методически и даже, как считают автоматизаторы, имеет однозначное алгоритмическое решение. Беда в том, что оно основано на исходных данных, которые на практике не очень достоверны, и не учитывает ряда факторов, которые влияют на товарооборот. Например, эти алгоритмы не умеют оптимизировать работу с новой номенклатурой, не учитывают доступность товара в прошлом периоде, сезонность, влияние на продажи других товаров (так называемый «ассортиментный» товар), особенности логистики, бонусные схемы поставщиков, сроки годности и другие факторы.
Ещё больше проблем в управлении ассортиментом, так как тут уже совсем не обойтись без рыночной информации и умения управленцев прогнозировать ситуацию на основе множества не всегда формализуемых факторов.
В результате на практике процедуры управления ассортиментом и товарным запасом приходится основывать на симбиозе алгоритмов и опыта сотрудников, управляющих этим ресурсом компании. Мне доводилось выстраивать эти процедуры раньше, в период работы управленцем. Продолжаю заниматься эти и сейчас, уже в качестве консультанта.
В статье по следующей ссылке описана процедура управления ассортиментом и товарным запасом, выстроенная в компании, поставляющей расходные материалы на промышленный рынок. Полагаю, что эта процедура может быть легко адаптирована для других отраслей бизнеса, связанных с движением товаров массового спроса.
Хочу разочаровать методистов: этот материал не содержит никаких методических откровений, а судить статью за то, что там нет, бесполезно. Текст предназначен исключительно для практиков, загрустивших в период прочтения многотомных инструкций по управлению товарным запасом.
По следующей ссылке размещены некоторые методические материалы по управлению ассортиментом и товарным запасом. На сайте можно посмотреть запись нашего вебинара по управлению закупками, а также ознакомиться с процедурой оптимизации управления ассортиментом и товарным запасом. Читайте о том, как можно оптимизировать расходы на эти услуги, в разделе "Стоимость совершенствования системы управления".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.