Принципы успешного ведения бизнеса в условиях кризиса
Оксана КЛИМЕНКО, руководитель направления «Управление проектами» Just ConsultingИсточник: www.nastol.ru
Сегодня бизнесу в условиях кризиса, как никогда полезно вспомнить слова, которыми еще недавно пестрели прайс-листы: гибкие цены, гибкая система скидок, гибкий подход к каждому клиенту. Что же такое гибкость в поведении организации? Как быть по-настоящему гибкими в условиях кризиса? Что может бизнес сделать уже сейчас?
Принцип первый - взаимозаменяемость: от узкой специализации к универсалам
Важно расширить рамки привычных должностных обязанностей и ввести этот принцип на деле. В каких-то конкретных задачах люди должны быстро научиться подменять друг друга и выступать в разных «амплуа». Например, секретарь офиса небольшой компании помимо своих основных обязанностей стал заниматься первичным обзвоном новых клиентов и передавать сведения в отдел продаж. Проанализируйте подобные резервы у себя, это даст дополнительные преимущества бизнесу в условиях кризиса.
Принцип второй - взаиморасчеты: ты - мне, я - тебе
Во времена перестройки и кризиса в 98-м в отсутствие у бизнеса «живых» денег и нарастающих неплатежей многие фирмы перешли на схему так называемого бартера: и бизнес двигался, и всем было хорошо. Можно и сейчас так же договариваться с вашими партнерами по бизнесу на взаимовыгодных условиях.
Принцип третий - товары и цены: продавать выгодно
Здесь важно определиться с понятием «выгодности»: продавать редко, небольшое количество или много, быстро и с меньшей рентабельностью? На разные виды товаров и услуг ценовая политика бизнеса в условиях кризиса должна быть разной. Коммерсанту нужно дать большие полномочия, но и спрашивать с него нужно чаще. Регулярно (лучше каждый день) пересматривайте товары/услуги и цены. Принимайте решения, способствующие сиюминутной выгоде: пусть у вас купят со скидкой и сегодня, чем без скидки и неизвестно когда. Быстро переключайтесь с одного вида товаров на другие. Назначьте ответственного за эту работу и тщательно его контролируйте.
Принцип четвертый - новизна: ищите клады рядом
Креативные способности вашей команды нужно использовать в условиях кризиса по максимуму. Для бизнеса быть
гибким - значит находить постоянно новые решения, новые услуги и товары и
оперативно выводить их на рынок. А также находить резервы по использованию тех
ресурсов, которые у вас уже есть.
• Найдите новое применение используемым в компании технологиям. Так, например,
Outlook обычно используется лишь для переписки по внутренней почте, однако эту
программу можно применить и для электронного согласования документов.
• Создайте на своем сайте дополнительную возможность для клиентов - заказ
товаров или услуг онлайн. Покупатель по каталогу выбирает товары, тем самым
экономит время - свое и ваших менеджеров.
• Проводите регулярно «мозговые штурмы» с командой по поиску новых продуктов,
которые могут быть востребованы, новых сегментов, новых идей по продвижению в условиях кризиса. Полезные для бизнеса результаты таких совещаний обязательно оперативно внедряйте в жизнь.
• Слушайте «голос своего клиента». Сделайте обязательным для менеджеров по
работе с клиентами при каждом разговоре выявлять потребности и пожелания тех, с
кем они работают.
• «Вытряхните» знания и навыки из опытных сотрудников для передачи новым.
Потенциал большинства работников гораздо шире, чем только те знания и навыки,
которыми они пользуются ежедневно, просто другие стороны и умения до сих пор не
были нужны. Выявите эти возможности!
• Дайте людям расти в вашем бизнесе - в условиях кризиса самое время доверить больше работы тем, кто хорошо себя
зарекомендовал, кто хочет и может больше. Четко определите круг новых задач и
будущий результат по ним. В течение заданного испытательного срока помогайте и
контролируйте качество выполнения задач. По итогам оцените достижение
результатов. Если все пройдет успешно - закрепите новые обязанности за
сотрудником, при этом небольшое повышение оплаты его труда оправданно.
Принцип пятый - аутсорсинг: дешевле получать готовое
Ищите то, что вы можете делегировать партнерам, отдав часть работы на аутсорсинг. Например, некоторые фирмы передают ведение бухучета, и это значительно экономит средства и снижает риски. Если ваша компания занимается проектами, можно отдать на аутсорсинг всю рутинную работу по ведению проектов в программном обеспечении, подготовку и консолидацию отчетов, аналитику и выработку предложений для руководства.
Принцип шестой - действуйте: быстрая компания - лучше!
Проводите регулярные мобильные совещания. Внедряйте в повседневную деятельность принципы организационной гибкости и получайте результаты - быстро и качественно. Только система поможет бизнесу в условиях кризиса работать эффективно. Сократите до минимума цепочки согласований документов и принятия решений. Обязательно назначьте ответственного за управление гибким поведением компании в период жизни в новых экономических условиях.
Компания "Питер-Консалт" оказывает услуги по разработке и внедрению антикризисных мер. Свяжитесь с нами по любому каналу связи, указанному на сайте, и мы обсудим,
как лучше решить эту задачу для вашей компании.
Вы можете ознакомиться по ссылке с процедурой начала работы и нашим
подходом к ценообразованию на консалтинговые услуги.