Развитие организации в условиях кризиса
Автор: Вероника Игоревна Ярных, кандидат экономических наук, управляющий партнер компании "Центр управленческих компетенций", член экспертного совета Комитета по этике ТПП РФ. Источник: www.elitarium.ruКакой бы моделью мы ни пользовались для описания жизненного цикла организации, очевидно, что все переходы с одной стадии развития компании на другую будут сопровождаться системными кризисами. Если эти процессы протекают медленно, затянуто, то во внутренней среде организации долго будут наблюдаться проблемы. Переход со стадии на стадию может быть очень резким, и в этом случае кризисные процессы будут ярче выражены и окажутся болезненнее для персонала компании.
Новые задачи на новом этапе требуют новых знаний, умений и навыков, поэтому нет ничего удивительного в том, что в условиях таких системных кризисов меняется персонал организации. Одни сотрудники уходят, другие - приходят, кто-то готов учиться новому, чтобы быть эффективным в новых условиях, а кто-то не хочет, да и не может научиться чему-либо еще.
Когда в организации наступает кризис, при каких условиях он возникает и как развивается? С точки зрения организационного развития ответы на эти вопросы лежат в плоскости парадигмы внутреннего кризиса в развитии организации.
Многие признаки внутри компании могут указывать на то, что в организации развивается внутренний кризис. К ним можно отнести следующие:
- проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);
- менеджмент организации испытывает трудности с контролем исполнения;
- страдает качество работы;
- начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;
- компания испытывает трудности с подбором персонала, теряет имидж привлекательного работодателя;
- начинаются проблемы с процессом целеполагания, что особенно заметно при наличии нескольких учредителей. В этом случае очень часто постановка целей в компании напоминает картину, описанную в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак»;
- или же, как сказал один из заказчиков консалтингового проекта: «Что-то у нас не так, не знаю, что именно, но что-то не в порядке...»
Другими словами, кризисы могут касаться любого аспекта или фактора развития организации:
- задач существования организации;
- технологии работы;
- управленческих процессов и структур;
- организационной культуры;
- персонала предприятия.
Спровоцировать развитие кризиса в организации может множество факторов: с точки зрения организационного развития, организация - открытая система, которая очень быстро и интенсивно реагирует на изменения внешней среды.
В контексте теории систем организация - это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги).
Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях.
- Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»).
- Для удовлетворения этих требований цикл «вход - процесс - выход» должен находиться в центре внимания руководства предприятия.
Таким образом, факторами, которые могут спровоцировать развитие кризиса в организации, могут стать:
- влияние внешней среды (как на входе, так и на выходе);
- желание изменить технологию «производства», т. е. технологию работы компании;
- изменение целей лидеров, т. е. собственников и владельцев компании;
- изменение целей персонала как системообразующего фактора любой организации.
В условиях кризиса у организации остается не особенно много вариантов выхода из ситуации.
Во-первых, собственники и менеджмент компании могут использовать саму ситуацию кризиса для определения потенциала развития: ей можно воспользоваться, чтобы провести необходимые изменения и сделать большой скачок в развитии организации.
Второй выход менее привлекательный, но не менее популярный и используемый в практике. В этом случае кризис становится причиной развала и прекращения существования организации.
На практике в условиях кризиса организация предпринимает следующие действия:
- компания продается, т. е. меняет собственника и управленческую команду;
- собственники и старая управленческая команда ищут дополнительные ресурсы (инвестиции, возможности и т. д.) для вывода организации из кризиса;
- в компанию приглашается команда антикризисных управляющих, которые и помогают вывести ее из кризиса.
Для реализации всех трех вариантов необходимо провести полную диагностику управления предприятием для получения полной картины.
Типология кризисов в организации
Кризис в развитии любой организации - событие абсолютно закономерное и прогнозируемое. Кризис может идти неявно, долго, отвлекая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому выражению одного из собственников компании, «проинвентаризировали» имеющиеся ресурсы и определили, какие ресурсы (финансовые, человеческие, производственные, сбытовые и т. д.) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса.
Т. Ю. Базаров приводит следующую типологию кризисов с точки зрения управления персоналом предприятия:
Таблица: Типология ситуаций кризиса в организации
Эмоциональная составляющая
Инструментальная оснащенность
Персонал предприятия
Кадровый состав:
обладает необходимыми профессиональными навыками
не обладает необходимыми профессиональными навыками
не ориентирован на изменения
Ситуация 1
Ситуация 2
ориентирован на изменения
Ситуация 4
Ситуация 3
Рассмотрим подробнее типы ситуаций, представленных в таблице.
Ситуация 1. Персонал предприятия не хочет работать в новых условиях, но оснащён инструментально
Ситуация характерна для многих наукоемких производств и осложняется тем, что именно в узкоспециализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, как правило, складываются хорошо сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую подготовленность, сотрудники обычно закрывают глаза на изменения внешней среды, при которых их продукция оказывается ненужной.
Задача управляющего, оказавшегося в подобной ситуации, состоит в том, чтобы повысить уровень мотивации работников на изменения и поиск новых сфер деятельности. Для этого он может прибегать к провоцированию смены ценностных ориентации с помощью конфликтов.
Ситуация 2. Персонал предприятия не хочет работать в новых условиях, и недостаточно оснащён инструментально
Нередко эта ситуация совершенно справедливо рассматривается как кризисная в узком понимании смысла. Персонал предприятия уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые (по крайней мере, у них) практически нет возможности влиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, в такой организации преобладает технократическая ориентация и отношение к ситуации как к неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает ориентированность на клиента, и любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.
По отношению к руководителю персонал такого предприятия пытаются манипулировать им, т. е. включить его в собственную игру, заручиться его поддержкой в борьбе с агрессивным окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).
Самый простой выход из кризиса для такой организации состоит в полном обеспечении ее ресурсами для реализации привычной деятельности. Понятно, что в условиях рынка это невозможно или трудновыполнимо. Задача руководителя в данной ситуации - противостояние манипуляциям со стороны персонала и постепенное введение конкурентных отношений между исполнителями в качестве организационной нормы. Это позволит перехватить инициативу в управлении и сформировать новую управленческую команду.
Ситуация 3. Персонал предприятия хочет работать в новых условиях, но недостаточно оснащён инструментально
Такая ситуация может возникнуть в организации, где либо работают самостоятельные сотрудники, либо есть сильный лидер, словам которого сотрудники верят и за которым готовы пойти. Часто такие предприятия сами выступают инициаторами процесса о банкротстве.
Для сотрудников подобного предприятия, как правило, наиболее важен вопрос уровня профессиональной (специальной) компетентности руководителя: ему будут готовы подчиняться только в том случае, если он сам способен работать по-новому. Для руководителя подобная ситуация может стать очень благоприятной, если он сумеет организовать процесс профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Для этого необходимо, чтобы он сам и сформированная им управленческая команда смогли работать в режиме инструктирования и постоянного обучения.
Ситуация 4. Персонал предприятия хочет работать в новых условиях и оснащён необходимым инструментарием
Почему такая организация оказалась в условиях кризиса?
Возможно, потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как макро-, так и микроэкономическими) причинами.
Организацию, имеющую подобную кадровую ситуацию, отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для нее характерны внимание к ценностям и обостренное отношение к профессионализму руководителя. Причем не столько к наличию у него узких специальных знаний, сколько к его умению сформулировать образ будущего и приемлемые для персонала цели и ценности. Работники хотят видеть своего руководителя транспрофессионалом, к тому же наделенным и лидерскими качествами.
Какова бы ни была природа кризиса в организации, и на каком бы этапе жизненного цикла ни находилась организация, прежде чем принимать необходимые меры, нужно понимание того, что имеет предприятие, каким потенциалом в области управления персоналом обладает, и какие из ее внутренних ресурсов можно использовать.
Независимо от способа типологии, кризисы нужно преодолевать. Читайте об этом в разделе "Преодоление кризиса развития"