Как ответить на вопросник для получения коммерческого предложения на разработку бизнес-плана
В этом разделе представлены советы по заполнению нашего вопросника для получения коммерческого предложения на разработку бизнес-плана.
1. Какой формат бизнес-плана вам требуется?
В зависимости от требований заказчика мы выделяем 3 формата бизнес-планов (БП):
Формат БП |
Для кого (адресат БП) |
Маркетинговое исследование |
Границы стоимости, тыс. руб. |
Максимальный |
|
Проводится |
70-120 |
Эконом |
|
Не проводится; в текст включается обзор рынка |
40-60 |
Специальный (*) |
|
В зависимости от требований адресата БП |
40-200 |
Для «специального» варианта нужно обязательно указать требования или
точное название организации, в которую вы собираетесь отправлять бизнес-план. Требования
некоторых банков и организаций мы разместили в статье по ссылке.
Нужно отметить, что некоторые «специальные» требования существенно увеличивают стоимость разработки бизнес-плана. К ним относятся, например, требования МСП-банка, Россельхозбанка для корпоративных клиентов и другие.
2. С какой целью вы заказываете бизнес-план? Кто будет его адресатом?
Как видно из таблицы, основные адресаты бизнес-плана - владелец бизнеса, банки, инвесторы, органы государственной власти, комиссии грантов. Если вы хотите направить бизнес-план в несколько адресов, рекомендуем выбрать «максимальный» вариант. При необходимости его можно недорого переработать по «специальным» требованиям.
3. Является ли ваш проект действующим или вы только планируете его организовать?
Есть следующие варианты ответа на этот вопрос:
- Бизнес-план делается для новой компании. Ответ на вопрос - «планируем организовать»,
- Проект затевает действующая компания, но бизнес-план делается только для проекта. Если проект ещё не начал реализовываться, ответ - «планируем организовать», если уже начал реализовываться, ответ - «действующий проект»,
- Проект затевает действующая компания, и бизнес-план делается для всей компании, включая новый проект. Ответ - «действующий проект».
4. Для какого количества юридических лиц должен быть рассчитан финансовый план?
Иногда бизнес-план заказывают для группы компаний, в которую входит несколько юридических лиц (ЮЛ). Если все ЮЛ имеют одинаковую систему налогообложения, финансовый план можно сделать один - на группу компаний. Если ЮЛ имеют разную систему налогообложения, нужно делать финансовый план на каждое ЮЛ плюс консолидированный финансовый план на группу компаний в целом.
Если в своём ответе вы укажите число более 1, мы будем понимать, что нужно делать финансовый план на каждое ЮЛ плюс консолидированный финансовый план на группу компаний в целом.
5. Какой информацией вы располагаете:
5.1. Можете ли вы предоставить план продаж вашей продукции (услуг) на весь период планирования?
План продаж - это величина продаж в валюте проекта по периодам:
|
Период 1 |
.... |
Период M |
Продукт 1 |
|
|
|
... |
|
|
|
Продукт N |
|
|
|
Если вы не сможете
предоставить эти данные, план продаж будет разрабатывать исполнитель
бизнес-плана.
5.2. Можете ли вы предоставить все расходы, связанные с проектом: инвестиционные, косвенные, прямые?
Инвестиционные расходы - это единоразовые расходы, связанные с запуском проекта. Например, строительство здания, покупка оборудования, получение необходимых разрешительных документов.
Косвенные расходы - это регулярные, периодические расходы, связанные с деятельностью проекта. Это, например, зарплата сотрудников, аренда помещений, коммунальные расходы и другие.
Прямые расходы связаны непосредственно с производством товара или оказанием услуг и должны быть рассчитаны, как расходы на 1 штуку или на 1 рубль продукта. Например, для торговли прямые расходы - это закупочная цена товара, плюс, иногда, расходы на логистику. Для производства - расходы на сырьё, иногда, энергоносители. Для услуг - сдельная оплата труда, расходные материалы.
Если вы не сможете предоставить эти данные, план расходов будет разрабатывать исполнитель бизнес-плана. Для разработки производственных расходов, если проекта создания производства у заказчика нет, необходимо привлекать специалистов - технологов, конструкторов. Подробнее об особенностях разработки предпроектных бизнес-планов можно почитать в статье по ссылке.
6. Опишите коротко ваш продукт (товар, услугу) и ваших клиентов. Если у вас есть Интернет-сайт, достаточно его указать.
Распространённая ошибка - указывается название компании, которое очень распространено в Интернете. Кто является заказчиком бизнес-плана, понять невозможно. Не поленитесь указать точный URL сайта.
Иногда слишком кратко обозначается сфера деятельности. Например, «обувь». Непонятно, производство или продажа? Для детей или взрослых? Элитная или массовая? Не поленитесь указать точно продукт и типы клиентов (физические лица, предприятия, торговые посредники и т д.).
7. Где территориально предприятие будет продавать свою продукцию или услуги?
Имеется в виду территория, а не форма торговли. То есть ответ «островок в ТЦ» недостаточно информативный. А вот «островок в ТЦ города Воронеж» даст нам полную информацию.
Нужно также иметь в виду, что избыточное увеличение территории продаж может привести к существенному удорожанию бизнес-плана. Если ваше территория продаж - «островок в ТЦ города Воронеж», не стоит отвечать на этот вопрос «весь мир».
8. Требуются ли вам демонстрационные материалы: презентация или резюме (Executive Summary)?
Мы выполняем презентации бизнес-планов в MS PowerPoint И резюме отдельным файлом NS Word. Если бизнес-план заказывается в «эконом»-варианте, демонстрационные материалы увеличат его стоимость.
9. Требуется ли сопровождение в ходе реализации разработанного бизнес-плана: редактирование в связи с новыми обстоятельствами, расчёт дополнительных вариантов экономики и т. д.?
В порядке бесплатного сопровождения мы гарантируем в течение полугода один пересчёт экономики бизнес-плана по новому набору исходных данных, если это потребуется заказчику.
10. Требуется ли участие консультанта в переговорах с банком или инвестором?
Поскольку банки дают кредит, как правило, при наличии материального обеспечения, участия консультантов в переговорах с банком не требуется. Инвесторы могут затребовать более подробный анализ, для которого понадобится консультант. В любом случае за участие консультанта в переговорах придётся заплатить.
11. В какой программе должен быть разработан финансовый план бизнес-плана или это не имеет для вас значения?
Финансовый бизнес-план делается в MS Excel или в специализированных программах бизнес-планирования. Если вы не собираетесь в дальнейшем моделировать разные варианты реализации проекта, рекомендую оставить этот вопрос без ответа. Если собираетесь, ваш выбор - Excel.
12. Сообщите, пожалуйста, ФИО, номер телефона и e-mail контактного лица, которому должно быть направлено коммерческое предложение.
Мы не делаем коммерческих предложений для анонимов. Поэтому, если вы не хотите указать контактные данные, просто обратитесь к другим исполнителям.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана в нашей компании. Узнайте как оптимизировать расходы на эту работу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.