Чем полезны методики системного менеджмента
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Среди посетителей школ системного менеджмента есть особый сорт слушателей. Это люди, заплатившие деньги не за знания и навыки, а за более или менее престижные "корочки". Недавно я проводил семинар, на котором присутствовал один такой персонаж, цветущий мужчина лет 30-35.
Речь шла о системе сбалансированных показателей и все слушатели, кроме скучающего "соискателя регалий", сочиняли иерархию целей кейсовой компании. Вдруг наш персонаж оживился: по его мнению один из показателей был ошибочно отнесён к блоку "бизнес-процессы" вместо блока "финансы". Завязалась оживлённая дискуссия.
Как ни старался я объяснить, что деление показателей на блоки очень условно, никак не влияет на результат, придумано основателями методики только для удобства, о чём они сами писали неоднократно, страж методической чистоты системного менеджмента был неумолим: показатель отнесён "не туда".
Можно было бы забыть про мужика, просиживающего штаны для получения заветных корочек, но приоритет формы над содержанием, "обожествление" методик - это довольно распространённая ошибка энтузиастов системного менеджмента.
Давайте разберёмся, что делают методисты и какую пользу для реального бизнеса могут принести их труды.
Методисты системного менеджмента создают модели предприятия и на их основе предлагают алгоритмы достижения целей бизнеса. Нет в природе никакой "системы сбалансированных показателей", нет и 4-х проекций бизнеса, предложенных основателями - рынок, финансы, бизнес-процессы, персонал. "Организация" - от слова "организм", в котором всё взаимосвязано. Жизнь такой сложной системы не исчерпывается даже одиннадцатью проекциями (включая идеологию, знания, инвестиции и т.д.), которые предлагают другие методисты. Любая "модель" - это вариант упрощения действительности и ценна настолько, насколько позволяет сделать выводы, полезные для достижения целей бизнеса.
Поэтому нет никакого смысла спорить о том, к какой проекции отнести тот или иной показатель. Как нет смысла спорить о том, что продуктивнее - "оптимизация бизнес-процессов" или внедрение "бережливого производства". Назовите "бережливое производство" "оптимизацией бизнес-процессов" по критерию экономии ресурсов и беритесь за дело.
Методисты системного менеджмента тоже люди, хотят кушать, причём с аппетитом. Поэтому количество методик растёт, а на место старых, уже проданных, появляются новые, которые нужно продавать потребителям. Нет дефицита методик, есть дефицит настойчивого, последовательного их внедрения. Если "бережливое производство" запало вам в душу, внедряйте без страха и сомнений, не обращая внимания на новомодных критиков, пытающихся отхватить свой кусок методического рынка.
Я не против методических новинок, я против их фетишизма. Маркетинговый план, написанный в старой, доброй концепции "4P", может быть ничуть ни менее результативным, чем работа, выполненная с использованием более поздних разработок "5P", "7P", "4С". А вот "обожествление" тех или иных моделей больше напоминает погоню за модными "корочками", чем стремление выстроить системный бизнес.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с примерами наших работ, узнать о наших конкурентных преимуществах, почитать отзывы наших клиентов. Возможно эта информация поможет вам выбрать консультантов для повышения эффективности бизнеса.