Что такое системный менеджмент

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Что такое системный менеджментНаша компания занимается тем, что помогает своим клиентам повышать эффективность бизнеса методами, которые обычно объединяют понятием "системный менеджмент". С этим понятием связано много мифов, один их которых я сегодня постараюсь опровергнуть.

Понятие "системный менеджмент" берёт свой начало из теории управления системами, которая как научное направление сложилась в ХХ веке. Теория управления, в первую очередь, применялась к техническим системам, и сейчас является базой для управления всей техникой от пылесоса до космических станций.

В 50-х годах прошлого века методисты начали применять теорию управления системами к управлению бизнесом. Так появился системный менеджмент - совокупность методов управления бизнесом, основанных на понятиях теории управления системами.

Здесь не место излагать все достижения методистов системного менеджмента. Остановлюсь на главных определениях.

Итак, в соответствии с концепцией системного менеджмента, управление предприятием - это деятельность, направленная на достижение SMART-целей заранее запланированными ресурсами. Эта деятельность организуется в виде бесконечного цикла: целеполагание -> планирование -> сбор информации -> анализ информации -> принятие управленческих решений.

Идеальная система менеджмента выглядит следующим образом:

Структура системы управления

На рисунке изображена как структура системы менеджмента (то есть из чего она состоит), так и последовательность построения новой системы управления или совершенствования действующей.

Один из главных мифов, сопровождающих системный менеджмент, это противопоставление системного подхода к управлению "гуманитарному", основанному на приоритете человеческих ценностей.

Давайте разберёмся с тем, как разрешается это противоречие на примере внедрения важнейшего инструмента системного менеджмента - системы показателей KPI.

Начнём с того, что хорошая система показателей выстраивается от наиболее общих к частным показателям. Во главе этой иерархии - наиболее общие цели предприятия, определяемые собственниками. Социально-психологический климат предприятия, степень уважения человеческих ценностей в значительной степени зависят от того, входят ли "гуманитарные" цели в состав наиболее общих целей.

Например, на одном из предприятий, с которым мы работали, учредитель сам назвал среди наиболее общих целей "удовлетворённость" персонала. Если эффективная система управления по показателям на этом предприятии будет выстроена, персонал может не беспокоиться об учёте своих интересов. В некоторых других компаниях собственники отказывались от придания этой цели "верховного" статуса. В этом случае, действительно, на "гуманитарный" стиль управления надеяться не приходится.

Таким образом, степень учёта человеческих ценностей зависит, в первую очередь, от менталитета собственников, а система показателей - это только инструмент воплощения воли собственников в жизнь.

Я встречал предприятия, на которых декларировался приоритет человеческих ценностей над системным менеджментом, но ничего не делалось для реализации этого приоритета. Работал и с другими предприятиями, в которых последовательно внедрялись методы системного менеджмента, но при этом большое внимание уделялось формированию нематериальной мотивации. Какой выбрать путь на вашем предприятии - решайте сами, но мифического противоречия между человеком и системой бояться не надо.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте вы можете ознакомиться с примерами наших работ, узнать о наших конкурентных преимуществах, почитать отзывы наших клиентов. Возможно эта информация поможет вам выбрать консультантов для повышения эффективности бизнеса.