Мифы организации бюджетирования. Часть 2
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Продолжаем разбираться в мифах организации бюджетирования:
3. Доходы - это поступления денег, расходы - выбытия
На самом деле доходы в управленческом учёте могут учитываться как по поступлению денег, так и по начислению при наступлении некоторых других событий. Например, такими событиями могут быть регистрация сделки в управленческой информационной системе, отгрузка товара, получение акта выполненных работ и даже сообщение от собственного сотрудника или клиента. Событие, по которому фиксируется доход, должно быть определено в управленческой учётной политике предприятия. К сожалению, иногда эта политика не прописана, что может приводить к ошибкам и потерям.
При выборе способа учёта доходов нужно руководствоваться целью управленческого учёта - предоставление менеджерам предприятия информации для принятия управленческих решений. Есть много преимуществ в учёте доходов и расходов по начислению, но сравнение способов учёта - не тема этой статьи. Здесь только отмечу, что, если при организации бюджетирования выбран способ учёта по начислению, поступление денег не является событием учёта доходов, а выбытие - моментом учёта расходов.
4. Волшебная пилюля организации бюджетирования
Если на предприятии применяется бюджетирование, периодически выявляются ошибки планирования или учёта. Если ошибки большие, они приводят к кассовым разрывам или неэффективному использованию свободных денежных средств. Иногда руководители предприятий считают, что достаточно привлечь консультанта, получить от него «волшебную пилюлю» в виде Регламента бюджетирования, и все проблемы управления финансами будут решены.
На самом деле, никакой регламент не поможет, если не наладить системное управление бюджетами. Для этого необходимо:
- Привлекать руководителей центров финансовой
ответственности к планированию бюджета
Иногда бюджет планируется экономистами самостоятельно, без привлечения руководителей подразделений. Нужно ли удивляться тому, что потом появляются неожиданные, но необходимые расходы, а план по доходам не выполняется?
- Использовать информационную систему для планирования
бюджета
Пример. На предприятии учёт ведётся в полноценной конфигурации 1С, но бюджеты формируются вручную в Excel. Возникающие при этом ошибки не должны вызывать удивления.
- Регулярно анализировать план/факт выполнения бюджета
Важно не только анализировать отклонения факта от плана, но обязательно фиксировать выявленные ошибки планирования и учёта, чтобы не повторять их в дальнейшем.
- Вести и корректировать список назначений платежа в привязке
к статьям бюджета
Это позволяет избежать типичной ошибки: при планировании расход отнести к одной статье, при учёте - к другой.
Если не руководствоваться этими правилами, никакой консультант не поможет организовать эффективное управление финансами.
На нашем сайте можно ознакомиться с примерами регламентов бюджетирования, записями вебинаров «Основы организации бюджетирования» и
«Управление оборотными средствами с помощью БДДС», а также с процедурой заказа постановки бюджетирования.
Если вы хотите оптимизировать стоимость этих услуг для вашего предприятия, заполните эту форму и мы подготовим коммерческое предложение с планом работы и сметой.