Мифы организации бюджетирования. Часть 2

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Мифы организации бюджетирования - 2

Продолжаем разбираться в мифах организации бюджетирования:

3. Доходы - это поступления денег, расходы - выбытия

На самом деле доходы в управленческом учёте могут учитываться как по поступлению денег, так и по начислению при наступлении некоторых других событий. Например, такими событиями могут быть регистрация сделки в управленческой информационной системе, отгрузка товара, получение акта выполненных работ и даже сообщение от собственного сотрудника или клиента. Событие, по которому фиксируется доход, должно быть определено в управленческой учётной политике предприятия. К сожалению, иногда эта политика не прописана, что может приводить к ошибкам и потерям.

При выборе способа учёта доходов нужно руководствоваться целью управленческого учёта - предоставление менеджерам предприятия информации для принятия управленческих решений. Есть много преимуществ в учёте доходов и расходов по начислению, но сравнение способов учёта - не тема этой статьи. Здесь только отмечу, что, если при организации бюджетирования выбран способ учёта по начислению, поступление денег не является событием учёта доходов, а выбытие - моментом учёта расходов.

4. Волшебная пилюля организации бюджетирования

Если на предприятии применяется бюджетирование, периодически выявляются ошибки планирования или учёта. Если ошибки большие, они приводят к кассовым разрывам или неэффективному использованию свободных денежных средств. Иногда руководители предприятий считают, что достаточно привлечь консультанта, получить от него «волшебную пилюлю» в виде Регламента бюджетирования, и все проблемы управления финансами будут решены.

На самом деле, никакой регламент не поможет, если не наладить системное управление бюджетами. Для этого необходимо:

  • Привлекать руководителей центров финансовой ответственности к планированию бюджета

Иногда бюджет планируется экономистами самостоятельно, без привлечения руководителей подразделений. Нужно ли удивляться тому, что потом появляются неожиданные, но необходимые расходы, а план по доходам не выполняется?

  • Использовать информационную систему для планирования бюджета

Пример. На предприятии учёт ведётся в полноценной конфигурации 1С, но бюджеты формируются вручную в Excel. Возникающие при этом ошибки не должны вызывать удивления.

  • Регулярно анализировать план/факт выполнения бюджета

Важно не только анализировать отклонения факта от плана, но обязательно фиксировать выявленные ошибки планирования и учёта, чтобы не повторять их в дальнейшем.

  • Вести и корректировать список назначений платежа в привязке к статьям бюджета

Это позволяет избежать типичной ошибки: при планировании расход отнести к одной статье, при учёте - к другой.

Если не руководствоваться этими правилами, никакой консультант не поможет организовать эффективное управление финансами.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте можно ознакомиться с примерами регламентов бюджетирования, записями вебинаров  Смотрите видео!«Основы организации бюджетирования» и  Смотрите видео!«Управление оборотными средствами с помощью БДДС», а также с процедурой заказа постановки бюджетирования.
 Важно!Если вы хотите оптимизировать стоимость этих услуг для вашего предприятия, заполните эту форму и мы подготовим коммерческое предложение с планом работы и сметой.