Советы заказчикам бизнес-планов. Часть 3
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
С первой и второй частями советов заказчикам бизнес-планов можно ознакомиться по ссылкам. Продолжаю список советов тем, кто хочет заказать качественный бизнес-план на рыночных условиях.
11. Назначьте менеджера проекта
Для успешной разработки бизнес-плана заказчик должен назначить менеджера проекта со всеми необходимыми правами и полномочиями. Иногда заказчик пытается сбросить работу по управлению проектом на исполнителя, предлагая тому вытягивать исходные данные и замечания из сотрудников предприятия.
Если исполнитель согласится с таким распределением обязанностей, участь его будет нелёгкая. Сотрудники заказчика часто бывают не мотивированы на эту работу, предоставляют противоречивые данные и замечания. Даже если исполнитель справится с этими трудностями, разработка будет тянуться месяцами, а обвинён будет в этом исполнитель.
12. Подготовьте исходные данные до заказа бизнес-плана
Большинство заказчиков на этапе обсуждения договора интересуются сроками разработки бизнес-плана и даже просят их сократить. Тем более странно бывает обнаружить, что на этапе разработки те же заказчики задерживают исходные данные на надели и даже месяцы!
Могу уверить уважаемых заказчиков в том, что такие задержки сказываются на качестве работы самым худшим образом. После подписания договора и получения аванса мы назначаем сотрудника, ответственного за разработку бизнес-плана. Он отвечает за соблюдение сроков разработки, ему выплачивается зарплата за выполнение проекта.
Обычный срок разработки бизнес-план - 3 недели. Чтобы работа шла без задержек, исходные данные должны быть предоставлены в течение первой недели, что закрепляется в договоре. Теперь представьте себе, что одна неделя закончилась, вторая, третья, а исходных данных всё нет. Делать нашему сотруднику нечего, мы вынуждены переводить его на другой проект.
Наконец, заказчик проснулся и какие-то данные прислал. Не факт, что это все данные, нужно ещё проверять. Кто этим займётся? Сотрудник, начавший работу, уже занят на другом проекте. На этом другом проекте свои сроки, свой заказчик, требующий соблюдения сроков. Поэтому присланные данные, скорее всего, будет проверять другой специалист.
Предположим, ресурсы мы нашли, данные проверили, убедились, что половины не хватает. Ждём следующей порции данных, с которой вся заморочка начнётся с начала.
В результате этот процесс может тянуться месяцами, исполнители бизнес-плана меняются, что, конечно, не способствует качеству работы. Я уже не говорю о росте наших издержек, но это обстоятельство заказчиков мало интересует.
Какой же выход? Подготовьте исходные данные заранее, их список мы готовы предоставить ещё на этапе согласования коммерческого предложения. И только после этого заказывайте бизнес-план.
13. Не путайте разработку бизнес-плана с разработкой проекта
Об особенностях разработки предпроектного бизнес-плана мы уже написали в статье по ссылке. Тем не менее, заказчики продолжают обращаться к нам по вопросам проектирования производства, не понимая, что этим занимаются технологи, конструктора, но не разработчики бизнес-планов. Либо заказывайте проект у них, а потом обращайтесь за бизнес-планом, либо заказывайте предпроектный бизнес-план с учётом особенностей, описанных в нашей статье.
Продолжение советов заказчикам бизнес-планов в следующей статье.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.