Советы заказчикам бизнес-планов. Часть 9
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
В серии статей «Советы заказчикам бизнес-планов» мы уже представили 25 советов, позволяющих заказать требуемый бизнес-план за минимальные деньги. Но заказчики подбрасывают нам новые сюжеты, поэтому
Совет 26. Главное, чтобы глаза были меньше, чем рот
Обращается к нам потенциальный заказчик бизнес-плана. Хочет восстановить развалившееся сельскохозяйственное предприятие, а для этого получить субсидии в администрации своего субъекта РФ.
Для получения субсидий нужен бизнес-план и требования к нему у администрации очень высокие. Например, нужно тщательно проработать инвестиционный план и определить конкретных поставщиков всего оборудования и материалов с ценами и условиями оплаты и поставки. Аналогичные требования к поставщикам товаров и услуг в период работы предприятия. Нужно проработать ассортимент продукции, указать будущих конкретных покупателей и условия работы с ними. Необходимо детально проанализировать рынки сбыта продукции и приобретения материалов и комплектующих. В общем, достаточно сказать, что требования администрации составляли 27 страниц текста.
К сожалению, у заказчика нет не только проекта восстановления сельхозпредприятия, но даже представления о будущих доходах и расходах предприятия. Нет знания рынка, будущих контрагентов, «поддержки» в администрации региона, в общем, нет ничего, кроме энтузиазма.
Разработка такого бизнес-плана - трудоёмкое занятие, требующее высокой квалификации исполнителя. Такой бизнес-план не может стоить дёшево, учитывая высокие требования и отсутствие исходной информации.
При этом, совершенно не задумываясь о последствиях, заказчик пишет нам, что хочет, ни много ни мало, развивать на участке с остатками советских построек следующие направления: глубокая переработка древесины (строительство комбината), коневодство, пчеловодство, производство комбикормов для всех видов кормления (КРС, птиц, свиней), развитие агротуризма.
Конечно, мы были бы рады выполнить такой серьёзный заказ. Но понимает ли заказчик, что нужно, фактически, сделать 5 бизнес-планов со своими ассортиментом продукции и услуг, ценами продажи, инвестиционными планами, калькуляцией себестоимости, анализом рынка, списком поставщиков и покупателей, рисками?
Вероятно, не понимает, так как дополняет свои требования желанием продавать продукцию не только на всей территории РФ, но и за рубежом по всему миру. То есть нужно анализировать не только 5 рынков РФ, но и мировой рынок по каждому направлению, вероятно, по иноязычным источникам.
Всё было бы проще, если бы требования администрации не были такие детальные. Можно было бы отделаться общими словами, но в данном случае так не получится.
Как мы не убеждали заказчика умерить аппетиты, выбрать одно направление бизнеса, оставить экспорт на будущее, получить поддержку от администрации на минимальный проект и уже потом заняться планированием других направлений, заказчик был непреклонен. До тех пор, пока не получил наш расчёт стоимости и сроков разработки бизнес-плана. После этого тихо слился, так как оплата такого бизнес-плана ему была не по силам.
Заказывая еду, разумный человек ориентируется не только на список возможностей, которые видит глазами, но и на размер своих потребностей, подтверждённых платёжеспособностью. Помните об этом при заказе бизнес-плана.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.