Как консультант может оценить технологический бизнес-процесс
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
Консультантам постоянно приходится сталкиваться в своей работе со скептиками. Недавно один такой скептик к ходе дистанционной работы по оценке бизнес-процессов производственного предприятия мне заявил: "Ну как вы можете дистанционно оценить бизнес-процесс ручного заполнения бункера оборудования сырьём? Для этого нужно сидеть рядом и наблюдать, правильно ли рабочий двигает лопатой". И я понял, что ещё один миф созрел для разоблачения.
Начнём с того, что если для оценки бизнес-процесса нужно сидеть рядом и наблюдать, то его оценка однозначная: бизнес-процесс выстроен плохо. Действительно, если для оценки нужно сидеть рядом, значит и для управления бизнес-процессом его нужно наблюдать глазами. То есть дистанционный сбор информации, необходимой для управления, не налажен и единственный способ контроля - это надсмотрщик, стоящий над душой рабочего с лопатой. Можно ли говорить о какой-либо эффективности такого бизнес-процесса?
Если же учёт входов, выходов, ресурсов, показателей бизнес-процесса налажен, оценить его, учитывая современные телекоммуникационные возможности, можно и дистанционно. Какая разница, где сидит наблюдатель, анализирующий в компьютере данные учётной системы, за соседней стеной или в соседней стране?
Но самое главное не это. Мой оппонент просто не понимал, чем я занимался в ходе оценки бизнес-процессов. Не нужно путать управленческих консультантов с технологами, разрабатывающими и настраивающими технологические бизнес-процессы. Мы не учим рабочих, как правильно махать лопатой. Мы учим менеджеров эффективно управлять бизнес-процессами.
В соответствии с процессным подходом к управлению, любой бизнес-процесс, чтобы быть эффективным, должен быть построен по единым законам. Будь то бизнес-процесс управления государством или засыпки муки в бункер тестомесительной машины, бизнес-процесс логистики или написания статьи, все они выстраиваются и управляются единым образом. На эту тему написано масса материалов, здесь только перечислю ещё раз, что нужно сделать, чтобы эффективно управлять любым бизнес-процессом:
1. Идентифицировать его, то есть определить входы, выходы, ресурсы, управляющие воздействия, владельца, участников, показатели.
2. Прорисовать, если требуется, графическую схему процедуры бизнес-процесса.
3. Снабдить регламентом выполнения. Не тем, бесполезным, многостраничным, который традиционно пишется, чтобы положить в стол, а коротким, но информативным - нормативы, форматы данных и другие условия выполнения бизнес-процесса, не уместные на графических схемах.
4. Согласовать описание с участниками, обучить участников бизнес-процесса.
5. Сформировать план по показателям - амбициозный, но достижимый.
6. Обеспечить организационную (в виде организационной структуры, должностных инструкций и т.д.) и ресурсную (сотрудники, оборудование, материалы и т.д.) поддержку. Если это сделать мгновенно не удаётся, проработать план мероприятий, направленных на создание такого обеспечения.
7. Позаботиться о мотивации участников на достижение плановых значений показателей.
8. Обеспечить сбор информации, необходимой для расчёта показателей, сам расчёт показателей и их представление в удобном для анализа виде.
9. Организовать постоянный, регулярный план-фактный анализ мероприятий (п. 6) и показателей, выработку и реализацию на основе результатов анализа управленческих решений.
Вот если такую работу провести и быть настойчивыми и креативными в последнем пункте, можно добиться эффективности бизнес-процесса и предприятия в целом.
Так вот оценка бизнес-процессов заключается в сравнении текущего положения дел с целевым, описанным в пп. 1-9. Для проведения такой работы не нужно уметь махать лопатой и стоять над душой у исполнителя.
На сайте можно посмотреть примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. Вы также можете ознакомиться с процедурой заказа совершенствования бизнес-процессов в нашей компании. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы хотите узнать о возможностях такой оптимизации для вашей компании, заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения на оптимизацию бизнес-процессов, и мы пришлём вам КП с ценой и планом выполнения этой работы.