Процессный подход к управлению
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.Вероятно, большинству читателей знаком термин, вынесенный в заголовок статьи. Что же такое «процессный подход к управлению» и чем отличается от других подходов? Не претендуя на методичность, отмечу несколько наиболее важных особенностей управленческого подхода, основанного на понятии "бизнес-процесс".
В соответствии с процессным подходом к управлению, предприятие на самом общем уровне рассматривается как процесс, перерабатывающий входящие (на рисунке стрелки слева) информацию и ТМЦ, в выходящие (стрелки справа), передаваемые во внешнюю среду. Переработка происходит под управлением правил (сверху), в ней используются ресурсы внешней среды (снизу). Модель предприятия для процессного подхода к управлению на этом, самом общем уровне выглядит, например, так:
Такая общая модель процессного подхода к управлению информирует только о внешних параметрах. Чтобы описать «внутренности», разработчики бизнес-процессов проводят декомпозицию бизнес-процессов, правила которой описаны в статье по ссылке.
Важно то, что на каждом уровне детализации, предприятие, функциональный блок (например, производство, продажи, маркетинг и т. д.), участок (например, поиск новых клиентов) рассматриваются, как бизнес-процесс, характеризующийся входами, выходами, управлением, ресурсами, владельцем, участниками, показателями, ради достижения которых бизнес-процесс выполняется.
Такой процессный подход к управлению коренным образом отличается от «структурного» подхода, при котором, прежде всего, создаётся организационная структура управления. Недостатки «структурного» подхода были рассмотрены в статье «Поставим организационную структуру на место».
Нужно отметить, что не все участки работы предприятия описываются бизнес-процессами. Например, не поддаётся алгоритмизации работа творческих специальностей. А если бы поддавалась, то можно было бы любого человека, даже робота, научить создавать, например, дизайн, что однако, пока не удаётся.
Каковы же достоинства процессного подхода к управлению?
1. Клиентоориентированность
Это касается не только внешних клиентов, но и внутренних. При процессном подходе к управлению понятно, за какой результат отвечает перед клиентом владелец бизнес-процесса.
2. Чёткие требования к поставщикам процесса
Обратная сторона п. 1: владелец бизнес-процесса знает от кого и какой результат он вправе ожидать.
3. Обоснованность ресурсов
Понятно, на какой результат расходуются материальные, информационные, кадровые, логистические и другие ресурсы. Например, в некоторых компаниях при заказе очередного отчёта информационной системы программистам заказчик должен указать, для выполнения какого бизнес-процесса этот отчёт предназначен.
4. Однозначность управленческих правил
Если правило есть, то для реализации процессного подхода к управлению оно должно быть описано и объяснено всем участникам бизнес-процесса. Сказки о том, что «это все знают» больше не приведут к ошибкам.
5. Распределение ответственности и подчинённости
Владелец бизнес-процесса отвечает за его показатели, а не за то, что обычно пишут в должностных инструкциях, скачанных из Интернета. Участники бизнес-процесса подчинятся владельцу по функционалу бизнес-процесса. Это так называемое функциональное подчинение в отличие от административного, закреплённого в организационной структуре. Один из функциональных начальников сотрудника является также его административным руководителем.
6. Единое понимание процедуры
Процессный подход к управлению подразумевает описание процедуры взаимодействия в графическом (лучше) или текстовом (хуже) виде. Примеры таких процедур можно посмотреть по представленной ссылке.
7. Понятные цели и показатели
Бизнес-процесс выполняется не сам для себя, а для достижения плановых значений его показателей.
Вряд ли кто-то откажется от характеристик управления, перечисленных выше. Весь вопрос в качестве внедрения процессного подхода к управлению. Если не получается хорошо внедрить самостоятельно, не стоит ругать методику. Нужно просто обратиться к специалистам.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.