Как усовершенствовать управление организацией. Часть 5
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Не успела первая статья этого цикла дойти до читателей, как поступили критические замечания. Опытные управленцы стали возмущаться: а где же в системе управления идеология: миссия, видение, ценности владельцев? Придётся ответить на справедливые замечания.
Безусловно идеология должна разрабатываться в самом начале процедуры совершенствования (создания) системы управления. Я сознательно не включил эти работы на своё место, чтобы не отпугнуть читателей, которых тошнит от слов миссия, видение, ценности.
А тошнит их потому, что большинство документов, в которых описывается идеология бизнеса, представляет из себя набор трескучих фраз, не имеющих ни влияния на умы сотрудников, ни поддержки на подчинённых уровнях управления.
Давайте разберёмся, зачем нужны идеологические документы и как их сделать с пользой для бизнеса.
1. Миссия
По определению Википедии «миссия ... - это смысл существования организации». Смысл этот определяют собственники, а донести его нужно до участников рынка и сотрудников.
Разработать ценную миссию сложно. По моему мнению, лучше уж не иметь миссии, чем тиражировать банальности тип «наша миссия - служить нашим клиентам». Главный недостаток большинства разрабатываемых миссий заключается в том, что они не конструктивны, не позволяют разработать подчинённые уровни управления так, чтобы они работали на достижение миссии. Такая миссия не имеет никакого смысла, так как не имеет никакой связи с реальной жизнью предприятия.
2. Видение
Видение - это представление собственников о компании в будущем. Всё сказанное выше о недостатках большинства миссий можно отнести и к большинству видений. В результате эти тексты не могут быть детализированы до планов мероприятий и показателей, а значит, не имеют даже шансов воплотиться в реальность.
3. Ценности
Ценности - это фундаментальные убеждения, на которых базируется бизнес. Главная проблема этой части идеологии заключается в том, что управление внедрением этих ценностей в повседневную жизнь не организовано. В результате даже если ценности собственников сформулированы, ценности сотрудников могут сильно от них отличаться, а значит, единая корпоративная культура в компании отсутствует.
Управление корпоративной культурой строится точно так же, как любое другое управление:
- Целеполагание
Путём анкетирования выявляем ценности сотрудников. На основе полученных результатов и ценностей собственников формируем целевое состояние ценностей.
Планирование
Разрабатываем план мероприятий по коррекции ценностей сотрудников. Определяем контрольные точки (даты и результаты), по которым будем контролировать состояние ценностей.
- Сбор исходных данных
Путём анкетирования измеряем состояние ценностей в контрольные даты.
- Анализ результатов
Анализируем план/факт состояния ценностей.
- Выработка управленческих решений
Принимаем управленческие решения, направленные на достижение плановых значений ценностей сотрудников. Добиваемся выполнения принятых решений.
Вот если
- миссия поддержана стратегий, бизнес-процессами и системой показателей,
- видение определяет планы предприятия на будущее,
- управление корпоративной культурой налажено
система управления снабжена идеологией, необходимой как мозг для тела человека.
Примеры результатов разработки систем управления размещены по приведённой ссылке. На нашем сайте также можно ознакомиться с процедурой заказа услуги по совершенствованию управления предприятием, узнать, от чего зависит стоимость этой работы.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой услуги.