Ошибки составления бизнес-плана
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ruВ одной из статей библиотеки сайта мы рассказываем о том, от чего зависит стоимость составления бизнес-плана. Кроме цены многих заказчиков интересует хороший результат, а чтобы его получить, важно избавиться от некоторых заблуждений, сопровождающих заказ услуги составления бизнес-плана.
1. Нам только прибыль посчитать
Иногда заказчик считает, что бизнес-план у него уже составлен и осталось сделать самую малость: уложить числа в таблицы так, чтобы восхищённый инвестор тут же начал отсчитывать деньги. При ближайшем рассмотрении выясняется: максимум «что уже есть» - это описание бизнес-идеи, а для того чтобы составленный бизнес-план был убедительным, нужно ещё серьёзно поработать. Давайте, прежде всего, разберёмся, откуда берутся цифры, способные впечатлить инвестора.
Составление любого бизнес-плана включает в себя 3 блока - маркетинговый, организационный и финансовый. И начнём мы с последнего, так как в подавляющем большинстве случаев именно там будут сосредоточены данные, интересующие инвесторов и заказчиков бизнес-плана.
Финансовый блок в обязательном порядке содержит:
- Бюджет доходов и расходов (БДР), иллюстрирующий доходность проекта,
- Бюджет движения денежных средств (БДДС), который составляется в бизнес-плане для определения размера инвестиций, сроков их использования и возврата,
- Бюджет по балансовому листу, отражающий плановую динамику активов и пассивов,
- Расчёт показателей эффективности и финансовых коэффициентов,
- Анализ безубыточности,
- Анализ чувствительности основных показателей на отклонения от плана.
В финансовом плане сводятся вместе планы по доходам и расходам, поступлениям и выбытиям денег, а два других блока бизнес-плана можно фактически рассматривать, как подготовку исходных данных для третьего, финансового. В маркетинговом блоке готовятся исходные данные для доходной части финансового плана, в организационном - для расходной. Вот если все эти цифры у вас есть, тогда всё готово для финансового планирования. Только не нужно допускать другого заблуждения и считать, что
2. Единственным результатом составления бизнес-плана является финансовый план
Безусловно, план финансовых показателей интересует инвестора в первую очередь. Но, как правило, красивые цифры требуется обосновать и в этом деле будут полезны и грамотный анализ рынка, и убедительная программа продвижения, и продуманный план развития продукта. Ну а в случае, если бизнес-план составляется и для «внутреннего употребления», организационный план должен быть проработан настолько подробно, чтобы стать реальным руководством к действию.
Иногда считают, что инвестор вообще читает только резюме бизнес-плана, основу которого составляют финансовые показатели. Если ваш инвестор такой легкомысленный, можете взять исходные данные для финансового планирования «с потолка». В противном случае составление бизнес-плана придётся начать с проработки маркетинговой части, и тут мы предостережём от другого распространённого заблуждения:
3. План - это всё, маркетинг - ничто
Стараниями некоторых маркетологов у части нашего бизнеса сложилось твёрдое предубеждение против этого ремесла. В результате, даже понимая необходимость обоснования доходной части, некоторые заказчики бизнес-планов стараются вычеркнуть из состава работ анализ рынка и проработку тактики маркетинга. Проиллюстрируем на простом примере, зачем нужны эти разделы и почему нельзя без них обойтись.
Предположим, что под впечатлением от чемпионата мира по футболу 2010 года в ЮАР вы решили организовать продажу южноафриканских вувузел болельщикам российского чемпионата. Для того, чтобы оценить финансовые перспективы этого проекта и посчитать требуемые инвестиции, нужно, по меньшей мере:
- Определить количество энтузиастов этого инструмента и физическую силу его противников, то есть ёмкость и динамику рынка. Только на основании этих данных можно составить убедительный план продаж.
- Выявить конкурентов, их слабые и сильные стороны, разработать стратегию конкуренции. Говорят, что первые контейнеры вувузел уже в пути, и никто без боя своё место под солнцем отдавать не собирается.
- Проанализировать возможных поставщиков, оценить их товар, условия поставки и оплаты, дополнительные услуги, надёжность и прочие характеристики.
- Разработать тактику деятельности на рынке: ценообразование, способы продаж и продвижения, перспективы развития.
Несмотря на то, что рынок жаждет ваш товар, без проработки этих пунктов цифры плана продаж будут выглядеть убедительно только в том случае, если вы получите монополию на ввоз вувузел в РФ, а их производство в РФ будет законодательно запрещено. В остальных, более вероятных ситуациях, придётся заняться маркетинговым обоснованием плана продаж и всего организационного блока. Во многих случаях маркетинговый блок, включающий исследование рынка - это наиболее трудоёмкая часть составления бизнес-плана.
Вернёмся к финансовой части и разоблачим ещё пару заблуждений.
4. Анализ рисков придумали трусы
Несмотря на то, что анализ рисков составляет обязательную часть бизнес-плана по всем стандартам, заказчик часто не оценивает ни значения этого пункта, ни трудоёмкости. Что же входит в состав работ по этой части бизнес плана?
Прежде всего, разработчик обязан выявить все вероятные риски, то есть возможные обстоятельства, способные привести к существенному ухудшению показателей проекта. Затем по каждому риску разрабатываются меры, направленные на его предотвращение или компенсацию негативного влияния. В завершении производится количественная оценка последствий негативного развития событий и расчёт финансовых показателей при условии такого сценария.
Таким образом, в результате работы над этим пунктом бизнес-плана заказчик получает ответы на 2 вопроса:
- какие риски наиболее опасны для жизнеспособности проекта?
- что делать, чтобы предотвратить наиболее опасные риски и их негативные последствия?
Ну а теперь решайте сами, нужны вам эти ответы или нет, точнее готовы ли вы заплатить за них.
Стоимость расчёта финансовых последствий рисков будет частично зависеть от того, в какой программе составлена финансовая часть бизнес-плана. Если это обстоятельство застало заказчика бизнес-плана врасплох, значит, он оказался в плену другого распространённого заблуждения:
5. Excel и финансовый план - близнецы-братья
Так уж сложилось, что в большинстве случаев российский заказчик рассчитывает получить финансовую часть бизнес-плана в виде таблиц Excel. Такой формат наиболее демократичен, так как Excel установлен практически на всех компьютерах, а разобраться в знакомых таблицах может любой, обладающий минимальными знаниями этой программы. Будем также считать, что составители бизнес-плана пользуются проверенными форматами бюджетов и расчёта финансовых коэффициентов, поэтому речи об ошибке в этой части не может идти.
Что же касается исходных данных для финансового планирования, их расчёт в Excel - это всегда творческая задача, решение которой чревато возможными ошибками и не всегда прозрачно для заказчика. Поэтому в случае сложной финансовой структуры проекта я бы рекомендовал, по крайней мере, проанализировать целесообразность составления экономики бизнес-плана в одной из имеющихся на рынке программ бизнес-моделирования. В случае заказа финансовой модели в такой программе для работы с моделью вам понадобится лицензионная копия выбранной программы.
Особенно удобны специализированные программы, когда предполагается моделирование различных сценариев развития событий, например, для анализа рисков. В некоторых случаях возможностей Excel может оказаться недостаточно, хотя справедливости ради отметим, что гибкость программ бизнес-моделирования тоже не бесконечна.
И в завершение ещё об одном заблуждении, распространённом среди заказчиков бизнес-плана:
6. Нет ли у вас бизнес-плана подешевле?
Нормальный, «честный» бизнес-план составляется под конкретный проект с учётом целого ряда индивидуальных обстоятельств. Если по каким-то причинам вам подойдёт готовый бизнес-план, то лучший инструмент для решения вашей задачи - поисковый портал. С его помощью вы легко найдёте в Интернете текст с похожими словами или предприимчивых собирателей бизнес-планов, которые за несколько сотен рублей подберут вам нечто похожее. Конечно, такой бизнес-план не стоит предъявлять инвестору и уж тем более, он не может быть руководством к действию.
Если же готовая болванка вам не подходит, советую обратиться к специалистам. Надеюсь, эта статья поможет подготовиться к переговорам.
На нашем сайте размещены примеры составленных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа этой работы. Узнайте о возможностях оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП с учётом такой оптимизации.