Преимущества использования бизнес-консультантов
Носов ВикторМир консалтинга
№1, апрель-май, 2003г. Источник: http://www.intalev.ru
В развитых странах мира бизнес-консалтинг уже давно превратился в индустрию с много миллиардными оборотами. Годовой оборот консалтинговых фирм США превышает весь объем экспорта России, включая нефть. Одна из крупнейших транснациональных бизнес-консалтинговых компаний мира в прошлом году только на авиабилеты потратила 500 млн. долл. Международные компании консалтинга для бизнеса формируют штат своих сотрудников из лучших выпускников, лучших бизнес школ мира и представителей высшего менеджмента компаний, уходящих в отставку. Недаром одна из известнейших компаний бизнес-консалтинга носит название Ernst & Young. Между этими полюсами в консалтинговых компаниях в интересах бизнеса работают лучшие специалисты и профессионалы практически по всем отраслям.
В развитых странах существует даже такое понятие, как "консультантовооруженность", которое определяется отношением общего числа жителей страны к числу бизнес-консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. чел, в США - 4,5 тыс. чел., в странах Западной Европы - 12,5 тыс. чел., в развивающихся странах -250-300 тыс.чел.
А что же в России? Российский рынок бизнес-консалтинга очень быстро проходит тот путь, который прошли в своем развитии западные рынки, однако определенный временной разрыв сохраняется. То, что успело выйти из "консалтинговой моды" на Западе, российский консалтинговый бизнес только начинает осваивать. Первые консалтинговые компании возникли не без помощи различных программ технического содействия, которые в большом количестве реализовывались в 90-е годы, прошлого века. Большинство отечественных бизнес-консультантов выросло на западных учебниках, занимаясь переработкой накопленного зарубежного опыта для применения в российских условиях.
Несмотря на свою относительную молодость, российский бизнес-консалтинг уже заявляет себя полноправным игроком на пространстве российского предпринимательства. Существует целый ряд чисто российских компаний, которые оказывают консалтинговые услуги бизнесу по самым различным вопросам функционирования деятельности предприятий и организаций. Наработаны собственные технологии, методы и методики, накоплен опыт консультационной деятельности, формируются профессиональные ассоциации, работают школы подготовки консультантов, разрабатываются и внедряются стандарты профессиональной деятельности консультантов.
Что же такое бизнес-консалтинг?
Консалтинг для бизнеса - это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития. Как правило, данная помощь реализуется в виде консалтинговых проектов, которые включают в себя диагностику, планирование действий и выработку решений, сопровождение внедрения выбранных решений, завершение проекта и мониторинг реализации внедренных рекомендаций.
В дальнейшем, мы планируем, более подробно рассказывать о консалтинге, как индустрии бизнес услуг. Какие виды бизнес-консалтинга существуют, как строится и реализуется консалтинговый проект, как выбирать консультантов и множество других вопросов, которые неминуемо встанут перед руководителем предприятия, решившим использовать интеллектуальный внешний ресурс в виде найма бизнес-консультанта, будут регулярно освещаться в этом издании.
В этой статье мы хотели бы попытаться ответить на вопрос потенциальных покупателей консалтинговых услуг - В чем преимущества использования консультантов в моем бизнесе и когда это целесообразнее всего делать?
Можно выделить несколько ситуаций, в которых приглашение бизнесом консультантов может быть оправдано, и принести пользу организации.
1. У Вас возникла проблема, требующая выделения специалистов, которые будут заниматься исключительно ее решением.
У Ваших штатных сотрудников есть свои повседневные обязанности в рамках текущей деятельности. Компании, стремящиеся к снижению издержек, не могут позволить себе содержать значительный штат сотрудников. А поиск и найм их требует времени и издержек. Бизнес-консультанты в данном случае являются дополнительным трудовым ресурсом, который доступен, когда он необходим, и удаляется, когда необходимость в нем прошла.
2. Когда задача/проблема носит комплексный, долгосрочный, системный характер.
Для этого необходимо переосмыслить долгосрочную стратегию развития, философию управления, разработать или изменить корпоративную культуру, осуществить реструктуризацию компании. Если масштаб задачи таков, что для ее решения необходимо осуществить радикальные комплексные преобразования в системе управления, принципах построения бизнеса, лучше всего пригласить сторонних экспертов, которые привнесут свежие идеи, проверенные методы и предоставят необходимые ресурсы.
3. Когда проблема носит разовый, ситуационный характер.
Если задача/проблема не носит повторяющегося, рутинного характера, эффективнее не создавать внутренний организационный потенциал для ее решения, а приглашать бизнес-консультантов.
4. Когда существуют расхождения во взглядах на проблему и пути ее решения.
В этой ситуации консультанты способны объективно оценить проблему и предложить пути ее решения, так как они свободны от штампов, предубеждений и привязанностей, имеющихся у клиента. Наконец, консультант для вашего бизнеса является независимым и незаинтересованным лицом в том смысле, что его единственным интересом является, наиболее эффективное разрешение реальных задач/проблем заказчика и у него нет конфликтующих личных интересов.
5. Когда цена решения задачи/проблемы и связанная с этим ответственность достаточно высока.
В этом случае консультанты помогут бизнесу выявить "подводные камни", дополнительные риски и могут выступить дополнительным источником информации при окончательном принятии решения.
6. Когда задача/проблема нова для клиента и необходимы дополнительные ресурсы - знания и опыт экспертов в соответствующей области.
В этом случае консультанты могут предложить свои технологии решения, подобрать и обучить персонал для дальнейшего сопровождения внедренных бизнес процессов.
Можно выделить следующие преимущества использования бизнес-консультантов по отношению к своим специалистам и менеджерам:
- Это независимый от Вас специалист, он не работник Вашей организации, следовательно результаты его работы отличаются объективностью,
- Внешний по отношению к бизнесу консультант, работая во многих организациях, имеет опыт решения проблем в этих организациях и ему легче диагностировать проблему, найти способы ее решения, чем менеджеру или внутреннему консультанту,
- Работа консультанта, это всегда взгляд со стороны, что весьма полезно, для осознания проблем организации,
- Бизнес-консультант постоянно обучается, контролирует всю информацию по своим вопросам, вращается в среде консультантов своей фирмы, усваивая их знания и опыт,
- Мотивация его деятельности выше, чем у внутреннего сотрудника, так как его вознаграждение, доступ к стажировкам и программам обучения, распределению прибыли и возможности стать партнером фирмы напрямую зависят от качества проделанной работы и профессионального уровня.
Напоследок, перечислим основные принципы и методы работы консультанта в бизнес-среде:
- Сохранять полную конфиденциальность по отношению к полученной от клиента информации.
- Поддерживать атмосферу сотрудничества с клиентом, основанную на взаимном доверии.
- Отказываться от проекта, в случае отсутствия уверенности в успешном его выполнении.
- Не давать рекомендаций и не совершать действий, идущих вразрез с законодательством.
- Честно и своевременно информировать клиента о любом риске или препятствие (например, конфликт интересов) при выполнении проекта.
- Продвигать данные принципы на все сторонние компании и лица, задействованные в выполнении проектов.
Вы также можете ознакомиться с нашим мнением по вопросу привлечения бизнес-консультантов в разделе "Нужны ли вам консалтинговые услуги?"