Хотите управлять предприятием по показателям KPI? Без описания бизнес-процессов не обойтись!
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.В одной из статей я писал о невозможности улучшения бизнес-процессов без использования системы показателей KPI. Но верно и обратное: невозможно управлять предприятием по показателям KPI без описаний бизнес-процессов. Если бизнес-процессы не описаны, участники имеют разное представление о процедурах взаимодействия, их усилия не скоординированы и о достижении амбициозных значений показателей можно забыть.
Приведу лишь один пример. Во многих компаниях в качестве показателя KPI для менеджеров по продажам выбирают маржинальную прибыль. При этом зачастую правила ценообразования не формализованы, но решение о скидке может принять ряд начальников. Мне даже приходилось сталкиваться с тем, что решение о скидке принимает главный бухгалтер, которая ответственности за результат такого управления ценами не несла, но была очень авторитетным на предприятии человеком.
В таких условиях цена определяется настроением начальника, настойчивостью менеджера, но никак не объективными целями предприятия. То есть отсутствие устойчивой процедуры не позволяет управлять показателями KPI (в данном случае, ценой продажи, а значит, рентабельностью продаж). Конечно, если под управлением понимать деятельность, направленную на достижение целей предприятия, а не принятие оперативных решений под влиянием случая и обстоятельств.
Хаос в бизнес-процессах не только не позволяет управлять по показателям KPI, но не позволяет даже определить эти показатели. За какой показатель должен отвечать менеджер по продажам в приведённом выше примере? За реализацию? Но тогда он замучает своих начальников просьбами о предоставлении скидки. За маржинальную прибыль? Но решение о скидке принимает начальник, а значит менеджер ценой не управляет.
Хаос оцифровать нельзя, то есть невозможно создать непротиворечивую систему показателей KPI, если нет устойчивых процедур работы сотрудников. По этой причине невозможно определить ответственность сотрудника за показатели KPI, если его деятельность не подчинена системе регламентированных и непротиворечивых процедур - бизнес-процессам. А значит популярное среди владельцев бизнеса «развешивание морковок» в виде системы материального стимулирования не приведёт к повышению результативности и эффективности без описания бизнес-процессов.
В статье по приведённой в первом абзаце ссылке я сравнил хорошую систему показателей со скелетом организма, а связанные с ними бизнес-процессы - с мышцами, управляющими костями скелета. Вывод был такой, что без скелета (системы показателей) улучшить мышечный рельеф невозможно. Но и скелет окажется грудой безжизненных костей без приводящих их в движение мышц. Недаром слова «организация» и «организм» имеют один корень. По счастью природа на человеке не сэкономила и дала нам полноценную систему управления.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.