Модернизация бизнес-процессов
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.Мало того, что бизнес-процессы нужно описать, оптимизировать, внедрить и научиться ими управлять. Бизнес-процессы ещё нужно периодически модернизировать. Определим те события, по которым происходит модернизация бизнес-процессов.
1. Модернизация стратегии
Изменение рыночной ситуации или целей собственников, новые идеи управленцев предприятия могут привести к пересмотру стратегии развития. Оптимизация бизнес-процессов должна быть подчинена стратегии предприятия. Следовательно, при изменении стратегии бизнес-процессы должны быть модернизированы, оптимизированы под новую стратегию.
2. Модернизация организационной структуры
Организационная структура должна быть подчинена стратегии. К сожалению, на российских предприятиях организационную структуру часто меняют просто потому, что кому-то показалось, что «так будет лучше». Это плохо, но хотя бы нужно не забыть модернизировать бизнес-процессы в соответствии с новыми правилами группировки и подчинения сотрудников.
3. Модернизация управленческой информационной системы
Информационная система (ИС) должна поддерживать бизнес-процессы, основанные на стратегии. К сожалению, на российских предприятиях часто покупают управленческое программное обеспечение, инсталлируют его, а потом начинают ломать, извините, «модернизировать» бизнес-процессы под типовую конфигурацию.
И это вместо того, чтобы настроить, доработать ИС в соответствии с оптимизированными под стратегию бизнес-процессами.
4. Устаревание бизнес-процессов
Бизнес-процессы могут спроектированы плохо. Тогда жизнь, как вода, которая «всегда дырочку найдёт», исправит бизнес-процессы, и сотрудники найдут способ работать в обход неудачных бизнес-процессов.
Другая причина устаревания бизнес-процессов - это то, что указанные в пп. 1-3 изменения происходят постепенно, без формализации и проработки последствий изменений стратегии и организационной структуры, модернизации информационной системы.
Вообще говоря, за выполнением бизнес-процессов нужно следить и модернизировать их, если обнаружились недостатки первоначального описания.
Но многие ли предприятия у нас таким мониторингом занимаются? Поэтому очень полезно периодически, например, раз в квартал, проводить проверку соответствия реальных бизнес-процессов их описаниям. На основании такой ревизии нужно либо модернизировать бизнес-процессы, либо устранять причины, мешающие выполнению утверждённых описаний.
Если проанализировать перечисленные выше 4 типа событий, требующих модернизации бизнес-процессов, можно прийти к выводу, что обоснованным поводом для модернизации бизнес-процессов является только п. 1 - изменение стратегии. Остальные причины пересмотра бизнес-процессов - это дань сложившейся практике управления на многих предприятиях малого и среднего бизнеса. Подчиняться ли этой практике или стараться выстроить системный менеджмент бизнеса, решают собственники предприятия.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.