Совершенствование бизнес-процессов предприятия
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ruОдин из управленческих инструментов, который может быть применён для повышения эффективности предприятия, это совершенствование бизнес-процессов .
Действительно, многие предприятия не достигают желаемых результатов из-за того, что бизнес-процессы не совершенны, во взаимодействии сотрудников много путаницы, ответственность за принятие решений размыта, нормативы выполнения операций отсутствуют и т.д. Некоторые руководители видят причину этих проблем не в несовершенстве бизнес-процессов, а в персонале. Мол «сотрудники у нас не правильные и равнодушные», а единственный способ их преодоления - в поиске на рынке труда «правильных и неравнодушных».
Вместе с тем, если бизнес-процессы несовершенны или не описаны, при самой высокой лояльности люди просто могут понимать «правильное» выполнение обязанностей каждый по своему, что ведёт не только к потере эффективности, но и к росту напряжённости в коллективе.
Описать бизнес-процессы в том виде, как они существуют на предприятии, не так сложно. Сложнее бизнес-процессы усовершенствовать. Конечно, некоторые требуемые изменения становятся очевидными по результатам описания. Например, дублирование функций, возможность распараллеливания процедур для повышения скорости или дублирования для повышения надёжности.
Но наиболее полноценный алгоритм совершенствования бизнес-процессов связан с другим управленческим инструментом - системой показателей. Строго говоря, оптимизировать бизнес-процессы можно только по выбранным критериям, например, по скорости, стоимости, количеству ошибок или другим. Наиболее полный список таких критериев и даёт система показателей, поэтому задачи совершенствования бизнес-процессов и разработки системы показателей так тесно связаны друг с другом.
Каждое предприятие выбирает показатели для совершенствования бизнес-процессов самостоятельно. Например, магазин одежды может выбрать основным критерием минимизацию стоимости обслуживания посетителей и построит «second hand». Тот же магазин может оптимизировать свою деятельность по критерию удовлетворённости посетителей и, при условии достаточных ресурсов, создаст бутик. Так выбор стратегии компании определяет показатели оптимизации и влияет на совершенствование бизнес-процессов.
Построить систему управления от целей и стратегии к процедурам и отчётности можно собственными силами или путём привлечения внешних консультантов. Это уж личный выбор каждого руководителя. Вот только пускать на самотёк этот процесс я бы не советовал, а надежды на то, что «само образуется» оставил, как несбыточные.
На сайте можно посмотреть примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. Вы также можете ознакомиться с процедурой заказа работ по совершенствованию бизнес-процессов в нашей компании. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы хотите узнать о возможностях такой оптимизации для вашей компании, заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, и мы пришлём вам КП с учётом такой оптимизации.