Какой результат даст консалтинг
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Недавно один потенциальный заказчик поразил меня своим первым же вопросом: «Какой результат даст консалтинг моему предприятию? На сколько увеличатся продажи? Как сильно снизятся расходы?». Думаю, что подобные заказчики так и останутся потенциальными, если не объяснить некорректность вопроса. Почему же нельзя сходу сказать, какой результат даст консалтинг предприятию?
1. С какого уровня стартуем?
Если я пообещаю, что консалтинговые услуги дадут рост продаж на 100% за 3 месяца, это много? Вероятно, моему заказчику такой ответ бы понравился. А если стартуем с объёма продаж 1 руб. в год? Маловато будет.
Чтобы ответить на вопрос, какой результат может дать консалтинг, нужно понять, на каком уровне находимся. И дело здесь не только в объёме продаж и доле рынка, а также в зрелости бизнес-процессов, психологической готовности коллектива к переменам, амбициозности собственников.
Чтобы разобраться в этих вопросах любая консалтинговая услуга начинается с диагностики или, хотя бы, с экспресс-диагностики. Только по её результатам можно хоть как-то оценить возможный результат помощи консультанта.
2. Какой стиль управления?
Другой мой потенциальный заказчик очень разочаровался во мне, когда увидел пример нашего ТЗ на внедрение поддержки бизнес-процессов в информационной системе. «Вы ничего не понимаете в коммерции», заявил бывший потенциальный клиент, обнаружив, что генеральный директор небольшой компании в одном из бизнес-процессов анализирует отчёт информационной системы (ИС) и своё решение фиксирует путём проведения соответствующего документа ИС. «На 90% работа генерального директора завода железобетонных изделий состоит в переговорах с поставщиками и покупателями», заявил мой оппонент. Видимо, оставшиеся 10% времени он топает ногами и стучит кулаками на подчинённых.
Если вы так же представляете себе роль генерального директора малого бизнеса в 21 веке, о внедрении методик системного менеджмента нужно забыть. С переговорами должны справляться менеджеры, директор обязан 90% времени уделять управлению своими бизнес-процессами, для чего иногда анализировать отчёты ИС. Только тогда консалтинговые услуги могут дать результат.
3. Готовность к информационным технологиям
В предыдущем пункте я уже упомянул ещё одну причину, по которой современный консалтинг может не дать результат предприятию - не готовность первого лица к применению информационных технологий. Если директор не пользуется даже электронной почтой, предприятие не может быть конкурентным в 21 веке и его банкротство - вопрос времени.
4. Не ждёте ли вы чуда?
В самом вопросе «Какой результат мне даст консалтинг?» заложено ожидание некого консалтингового чуда: придёт консультант, взмахнёт волшебной палочкой и будет директору счастье. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти правильного волшебника, чем многие и занимаются.
Если вы заглянули в статью по вышеприведённой ссылке, то знаете, что чуда не будет. А будет напряжённая работа всего коллектива во главе с первым лицом. План этой работы составит консультант, он же обеспечит методическую поддержку, помощь, обучение. Но ни перового лица, ни менеджеров предприятия заменить консультант не может.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с примерами наших работ, узнать о наших конкурентных преимуществах, почитать отзывы наших клиентов. Возможно эта информация поможет вам выбрать консультантов для повышения эффективности бизнеса.