Внедрение показателей KPI
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
Внедрение показателей KPI начинается после разработки методической документации. Пример пакета документов системы показателей KPI можно посмотреть по представленной ссылке.
Для внедрения KPI нужно определить плановые значения показателей. По большому счёту планы по показателям определяются в ходе разработки бизнес-плана развития. Если такого плана нет, руководство предприятия может установить планы по части показателей KPI экспертным путём. Однако, определить планы по показателям, которые ранее не измерялись, иногда, бывает очень сложно. Начинать приходится с измерения текущих значений показателей и сбора статистики.
В результате задача сбора исходных данных для расчёта показателей становится первоочередной для внедрения KPI. Эта задача должна решаться с помощью средств ИТ и трудоёмкость её решения будет зависеть от уровня развития управленческого программного обеспечения на предприятии.
К сожалению, именно расчёт фактических значений показателей часто становится камнем преткновения для внедрения управления на основе KPI. Однако, для начала использования показателей в управлении совсем не обязательно ждать, когда программисты «научат» управленческую программу рассчитывать все разработанные показатели. Запускайте бизнес-процесс план-фактного анализа по тем показателям, которые вы уже можете рассчитывать. Остальные показатели будете добавлять в анализ по мере готовности программного обеспечения.
В идеале план-фактный отчёт по показателям должен создаваться информационной управленческой системой предприятия. Очень часто, по причине «кусочной» автоматизации, показатели KPI рассчитываются в нескольких, не связанных программах. В этом случае для последующего анализа план-факт по показателям приходится объединять вручную, для чего часто используют Excel. Выполняет это объединение сотрудник, назначенный менеджером проекта внедрения KPI.
Часто при внедрении управления по KPI организуют материальное стимулирование сотрудников по показателям. Часто, но не всегда, о чём я уже писали в статье «Мифы и легенды системы показателей KPI». Для внедрения стимулирования по KPI нужно разработать свой пакет документов. С примером такого пакета можно ознакомиться по представленной ссылке.
Собственно, само управление по показателям KPI заключается в
- определении плановых значений,
- периодическом расчёте фактических значений,
- план-фактном анализе,
- выработке управленческих решений, способствующих достижению плановых значений показателей и
- претворении этих решений в жизнь.
Внедрение KPI - это, по сути, внедрение представленного выше бизнес-процесса, описание которого должно быть включено в состав методической документации. Если у сотрудников предприятия нет практики такого регулярного план-фактного анализа, их нужно этому научить. Если вы будете внедрять KPI с помощью бизнес-консультанта, он может провести 2-3 стартовых план-фактных совещания для получения участниками нужных навыков.
И только когда бизнес-процесс план-фактного анализа будет доведён до автоматизма, можно считать внедрение управления по KPI законченным. В результате вы получите инструмент повышения результативности и эффективности вашего бизнеса.
На сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей KPI, отзывами наших заказчиков, записью нашего вебинара "Система показателей - основа управления предприятием", а также c процедурой заказа и построения этого инструмента. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.