6 мифов системы ключевых показателей эффективности KPI. Часть 1
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
Один из самых популярных в Интернете управленческих инструментов - это система ключевых показателей KPI (Key Performance Indicators в оригинале). Не удивительно, что о показателях KPI мифов и легенд сложено больше, чем о других, менее раскрученных помощниках управленцев.
1. "Ключевые показатели эффективности" - неправильный перевод
Начнём с того, что распространённый в русскоязычных материалах перевод этого термина - ключевые показатели эффективности, является неверным. В словарях у слова performance есть много переводов, но в данном случае, на мой взгляд, правильнее всего использовать перевод "деятельность". Объясню, почему.
Перевод "эффективность" точно не годится, так как необоснованно сокращает область применения системы показателей KPI. Разве при управлении предприятием в целом, отдельным подразделением, бизнес-процессом или сотрудником нас интересуют только показатели эффективности? Нет, конечно. Управлять также нужно показателями результативности, качества, активности, производительности и другими.
Представьте себе отдел продаж, который управляется только по показателям эффективности, а такими показателями для продаж могут быть - рентабельность продаж (или наценка), степень использования клиентской базы (или доля в закупках клиентов), процент результативных технических действий (звонков, визитов, КП). Продав на 1 рубль, результативно посетив одного клиента, менеджеры по продажам могут оказаться молодцами, хотя не принесли предприятию ощутимого результата. Причина: руководители забыли о показателях результативности.
По тем же причинам не годится перевод "ключевые показатели результативности", "производительности" и другие частные решения. Поэтому я и предлагаю остановиться на термине "деятельность", который обобщает все группы показателей.
2. Неправильная цель использования системы показателей KPI
Другим опасным мифом системы ключевых показателей KPI является цель её использования. Почему-то многие управленцы уверены, что система показателей используется исключительно для материального стимулирования персонала. Это глубокое заблуждение.
Система показателей - это инструмент управления бизнесом, реализация концепции управления по целям, которая берёт начало из теории управления системами. Иногда для повышения энтузиазма сотрудников в деле достижения плановых значений показателей, систему KPI подкрепляют системой стимулирования.
Иногда, но не всегда, да и то, частично. Показателей управления у менеджера по продажам может быть 15-20, но тащить их все в формулу стимулирования не разумно. В систему стимулирования включают 2-3, наиболее важных для предприятия на данном этапе показателя. Но управлять, конечно, нужно всеми показателями. Управлять - значит планировать, добиваться достижения плановых значений, анализировать план-фактный результат, принимать корректирующие управленческие решения и контролировать их выполнение.
Мифов, связанных с применением системы ключевых показателей KPI так много, что все они не поместились в одной статье. О других легендах использования этого инструмента управления расскажем в следующий раз.
На сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей KPI, отзывами наших заказчиков, записью нашего вебинара "Система показателей - основа управления предприятием", а также c процедурой заказа и построения этого инструмента. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.