Какие бывают показатели KPI

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Какие бывают показатели KPI

В статье «Мифы системы ключевых показателей эффективности KPI» я уже писал о том казусе, который приключился при переводе термина «Key Performance Indicators» на русский язык. Неизвестный герой перевёл «performance», как «эффективность» вместо «деятельность» и ввёл в заблуждение всё бизнес-сообщество. А какие, на самом деле, бывают показатели KPI?

1. Показатели результативности

Показатели KPI не существуют сами по себе, они являются измерителями бизнес-процессов. А главный измеритель бизнес-процесса - это его результат. Например, результат бизнес-процесса продаж -  это величина реализации, бизнес-процесса производства - объём выпуска продукции, SEO-продвижения сайта - количество целевых посетителей сайта из поисковиков. Это и есть показатели результативности.

2. Показатели затрат

Важен не только результат, но и то, какими ресурсами он достигнут. Поэтому затраченные ресурсы нужно измерять, для чего предназначены показатели затрат.

Поскольку видов расходуемых ресурсов бывает много, и показателей как правило, не один. Например, при продажах нужно учитывать не только себестоимость товара, которая сама по себе может состоять из закупочной цены, стоимости доставки на склад, хранения и т. д., но время, затрачиваемое продавцами. Ещё более сложным является показатель затрат на производстве: в себестоимость войдут и материалы, и энергоносители, и сдельная оплата труда и т. д. С показателем затрат на SEO-продвижение хорошо знакомы те, кто оплачивает работу «продвигателей».

3. Показатели эффективности

Вот только теперь можно подойти к показателям эффективности, потому что эффективность - это результат, делённый на ресурсы, затраченные для его достижения. Как видим показатель важный, но далеко не единственный, вопреки мнению переводчика термина KPI. Показателем эффективности продаж и производства является рентабельность, SEO-продвижения - цена целевого посетителя из поиска.

4. Показатели качества

Результат может быть большой, дешёвый, но не качественный, поэтому показатели качества - важная характеристика бизнес-процесса. Вопросы управления качеством рассмотрены в статье по ссылке. Здесь только упомяну, что измерение качества - это всегда результат сравнения фактического результата с эталоном, стандартом качества. А значит для измерения показателей этого типа предприятие должно этот стандарт иметь, что далеко не всегда соответствует действительности.

Например, для продаж в стандарт качества могут войти такие характеристики как соблюдение срока поставки, соответствие сопроводительных и отгрузочных документов законодательству, удовлетворённость покупателя и т. д. В стандарт качества продукции производства войдут ГОСТы или ТУ, продвижения сайта - соответствие посетителей критерию «целевой».

5. Показатели производительности

Производительность измеряется как результат, делённый на количество участников бизнес-процесса. Показатель производительности очень близок к понятию эффективности, но обычно выделяется в отдельную группу по причине важности человеческого ресурса и сложности измерения связанных с ним затрат.

На самом деле список типов показателей можно при желании расширять. Здесь я только хотел показать, что пресловутой «эффективностью» он не ограничивается.

Можно ознакомитьсяНа сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей KPI, отзывами наших заказчиков,  почитать Как заказать разработку системы показателей в нашей компании. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей" или посмотрев видео плейлиста "Система показателей" на наших каналах Youtube или Rutube

 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.