Какие бывают показатели KPI
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
В статье «Мифы системы ключевых показателей эффективности KPI» я уже писал о том казусе, который приключился при переводе термина «Key Performance Indicators» на русский язык. Неизвестный герой перевёл «performance», как «эффективность» вместо «деятельность» и ввёл в заблуждение всё бизнес-сообщество. А какие, на самом деле, бывают показатели KPI?
1. Показатели результативности
Показатели KPI не существуют сами по себе, они являются измерителями бизнес-процессов. А главный измеритель бизнес-процесса - это его результат. Например, результат бизнес-процесса продаж - это величина реализации, бизнес-процесса производства - объём выпуска продукции, SEO-продвижения сайта - количество целевых посетителей сайта из поисковиков. Это и есть показатели результативности.
2. Показатели затрат
Важен не только результат, но и то, какими ресурсами он достигнут. Поэтому затраченные ресурсы нужно измерять, для чего предназначены показатели затрат.
Поскольку видов расходуемых ресурсов бывает много, и показателей как правило, не один. Например, при продажах нужно учитывать не только себестоимость товара, которая сама по себе может состоять из закупочной цены, стоимости доставки на склад, хранения и т. д., но время, затрачиваемое продавцами. Ещё более сложным является показатель затрат на производстве: в себестоимость войдут и материалы, и энергоносители, и сдельная оплата труда и т. д. С показателем затрат на SEO-продвижение хорошо знакомы те, кто оплачивает работу «продвигателей».
3. Показатели эффективности
Вот только теперь можно подойти к показателям эффективности, потому что эффективность - это результат, делённый на ресурсы, затраченные для его достижения. Как видим показатель важный, но далеко не единственный, вопреки мнению переводчика термина KPI. Показателем эффективности продаж и производства является рентабельность, SEO-продвижения - цена целевого посетителя из поиска.
4. Показатели качества
Результат может быть большой, дешёвый, но не качественный, поэтому показатели качества - важная характеристика бизнес-процесса. Вопросы управления качеством рассмотрены в статье по ссылке. Здесь только упомяну, что измерение качества - это всегда результат сравнения фактического результата с эталоном, стандартом качества. А значит для измерения показателей этого типа предприятие должно этот стандарт иметь, что далеко не всегда соответствует действительности.
Например, для продаж в стандарт качества могут войти такие характеристики как соблюдение срока поставки, соответствие сопроводительных и отгрузочных документов законодательству, удовлетворённость покупателя и т. д. В стандарт качества продукции производства войдут ГОСТы или ТУ, продвижения сайта - соответствие посетителей критерию «целевой».
5. Показатели производительности
Производительность измеряется как результат, делённый на количество участников бизнес-процесса. Показатель производительности очень близок к понятию эффективности, но обычно выделяется в отдельную группу по причине важности человеческого ресурса и сложности измерения связанных с ним затрат.
На самом деле список типов показателей можно при желании расширять. Здесь я только хотел показать, что пресловутой «эффективностью» он не ограничивается.
На сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей KPI, отзывами наших заказчиков, записью нашего вебинара "Система показателей - основа управления предприятием", а также c процедурой заказа и построения этого инструмента. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.