Откуда взялись типовые бизнес-процессы
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.
Интернет переполнен предложениями о продаже типовых бизнес-процессов предприятия. Давайте разберёмся, откуда взялось это понятие, и стоят ли типовые бизнес-процессы тех денег, которые за них запрашивают.
Для определения списка подчинённых бизнес-процессов на каждом шаге построения дерева бизнес-процессов нужно ответить на вопрос: какими объектами нужно управлять, чтобы обеспечить достижение целей родительского бизнес-процесса? Ответом на этот вопрос и будет список дочерних бизнес-процессов.
Например, какими объектами должно управлять логистическое предприятие, чтобы обеспечить достижение целей своего главного бизнес-процесса - перевозок грузов? Эти объекты и связи между ними изображены на следующем рисунке:
Далее для выстраивания дерева бизнес-процессов нужно применить принципы декомпозиции к каждому из подпроцессов и действовать так до тех пор, пока детализация бизнес-процессов не окажется достаточной для их выполнения.
Как видим подпроцессы, изображённые на рисунке, не являются специфическими бизнес-процессами логистического оператора. При всём разнообразии предприятий список объектов, которыми нужно управлять на этом уровне очень ограниченный:
- продукт,
- производство товаров и/или оказание услуг,
- отношения с контрагентами,
- персонал,
- инфраструктура (филиалы, оборудование, мебель и т. д.),
- финансы,
- развитие.
Если далее заняться, например, декомпозицией бизнес-процесса «Управление персоналом», то выяснится, что список его возможных подпроцессов также ограничен:
- Планирование персонала,
- Найм сотрудников
- Сопровождение (ротация, отпуска, больничные, поощрения, наказания)
- Увольнение сотрудников
- Управление обучением
- Управление корпоративной культурой
И так по всем бизнес-процессам верхнего уровня: некоторые из них будут иметь универсальный характер и не являются специфическими для конкретного предприятия.
Этот факт наводит на мысль о том, что может быть построена универсальная структура дерева бизнес-процессов. И такие попытки идут с начала 90-х годов 20-го века, когда термин «бизнес-процесс» только появился.
Наиболее известной из таких попыток является Структура классификации бизнес-процессов, разработанная Американским центром производительности и качества. Если вы скачаете этот документ, вы станете обладателем наиболее продвинутой «типовой структуры бизнес-процессов», причём, совершенно бесплатно.
Если же вы не узнали своих бизнес-процессов в американском списке, не расстраивайтесь, вы не одиноки. Наймите специалиста по описанию бизнес-процессов, и он приведёт этот список в узнаваемый вид.
Как только интерес к универсальным бизнес-процессам упал, методисты придумали новый продукт - отраслевые или референтные типовые бизнес-процессы. В принципе, логика понятна: если универсальные бизнес-процессы слишком «универсальны», конкретизируем их до уровня отрасли.
Судя по тому, что референтные модели бизнес-процессов можно также свободно скачать в интернете, их продажа не заладилась. Действительно, типовая модель бизнес-процессов банка - это хорошо, но реальные бизнес-процессы конкретного банка с учётом менталитета собственников, правил ЦБ и особенностей российского рынка - это несколько другое. В общем, для настройки отраслевой модели таже придётся нанять специалиста.
Продавцы типовых решений продвинулись дальше, и теперь можно купить «типовые бизнес-процессы» любого бизнеса. Польстившиеся на дешевизну покупатели этого добра быстро обнаруживают, что порядка не добавилось, и матерят всю консалтинговую отрасль.
Вместе с тем, любая компания, занимающаяся описанием бизнес-процессов, имеет свои «типовые бизнес-процессы», накопленные годами работы на рынке. Однако, специалисты этого рынка знают, что шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие. Известно также, что сами по себе описания бизнес-процессов бизнес не улучшают, их ещё нужно внедрять, что самостоятельно удаётся редко.
В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок - это иллюзия. Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением. Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.