Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Управление дебиторской задолженностьюОдна из главных проблем, с которой сталкиваются предприятия в период экономического кризиса - это дефицит оборотных средств. Предусмотрительный руководитель просто обязан в текущей ситуации предпринять меры по улучшению управляемости дебиторской задолженности предприятия. Сделать это не сложно, если придерживаться правил, перечисленных в статье по ссылке.

С позиций системного менеджмента любое управление выстраивается по стандартному циклу: целеполагание, планирование, контроль, анализ данных и принятие управленческих решений. Управление дебиторской задолженностью также начинается с целеполагания (определение целевого значения оборачиваемости ДЗ) и продолжается планированием (определение динамики изменения оборачиваемости  от текущего уровня к целевому по всем существенным разрезам). Утверждённые планы должны стать руководством к действию при принятии решений о предоставлении отсрочек платежа. Следующий этап - контроль дебиторской задолженности, требует хорошей организации управленческого учёта на предприятии.  Учётная информационная система понадобится также для анализа состояния дебиторской задолженности. На основе этого анализа принимаются решения по работе с отдельными должниками и, если требуется, по изменению правил управления дебиторской задолженностью.

На словах вроде всё просто, но на деле на многих предприятиях малого и среднего бизнеса дела с управлением дебиторской задолженностью обстоят из рук вон плохо. Отсутствие планов, основанных на целях и маркетинговой стратегии предприятия, недостатки информационного обеспечения, отсутствие контроля дебиторской задолженности, задержки в принятии решений по неплательщикам - вот основные беды, приводящие к росту просроченной дебиторки и, как следствие, к замораживанию оборотных средств предприятия.

Налаживать систему управления дебиторской задолженностью в период кризиса крайне сложно. Когда каждая копейка на счету, персонал раздражён задержками зарплаты, а клиенты доведены до крайности своими проблемами, отлаживать бизнес-процессы и внедрять информационную систему будет невозможно. Советую заняться этим сейчас, взяв на вооружение правила, сформулированные в статье.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте также размещены некоторые методические материалы на тему управления продажами, описание общей процедуры совершенствования управления продажами.
 Смотрите видео!Вы можете посмотреть запись нашего вебинара по управлению дебиторской задолженностью.