Как сделать бизнес-план «без воды»
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Недавно к нам обратилась заказчица бизнес-плана и попросила сделать бизнес-план «без воды». Когда стали разбираться, что она имеет в виду, обнаружился целый набор традиционных мифов заказчиков бизнес-планов. Давайте разбираться.
1. Сделать бизнес-план без лишних разделов
А какие разделы являются лишними? Наиболее распространённые структуры бизнес-планов размещены по ссылке. Если обобщить, любой бизнес-план состоит из следующих разделов:
- Резюме
- Маркетинговый план
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Анализ рисков
Иногда заказчики просят сделать бизнес-план «без лишних разделов» потому, что не понимают их смысла, предназначения. Постараюсь коротко объяснить.
Основные результаты бизнес-плана - это план по показателям (по крайней мере, финансовым) и план действий.
Без финансового плана сделать бизнес-план невозможно, в нём финансовые показатели и рассчитываются. Маркетинговый, производственный и организационный планы предназначены для подготовки исходных данных для финансового планирования и плана действий. Можно, конечно, сделать бизнес-план без анализа рисков, но вряд ли инвестор такое сокращение оценит.
Как правило, экономят на маркетинговом исследовании. В этом случае планы продаж, способы работы на рынке не будут основаны на рыночной ситуации. Сделать бизнес-план без анализа рынка можно, но риск ошибок такого планирования очень велик.
Справедливости ради, нужно сказать, что бизнес-планы начинающих разработчиков перегружены описаниями технологий, общими словами о рынке. Общее правило такое: если из текста не следуют выводы, важные для обязательных частей бизнес-плана (см. выше), это текст можно и нужно убрать.
2. Сделать небольшой бизнес-план
В этом пожелании слышится надежда заказчика сделать бизнес-план дёшево. Как делаются дешёвые бизнес-планы можно почитать в статье по ссылке. Ложные способы экономии описаны в статье «Как не нужно экономить при подготовке бизнес-плана».
Небольшой хороший бизнес-план - это основные результаты полноценного бизнес-плана или, другими словами, резюме бизнес-плана. То же самое с презентаций: нужно сначала сделать бизнес-план, потом на его основе презентацию. Так что сэкономить на размере не получится.
3. Сделать примерный бизнес-план
Начнём с того, что любой бизнес-план является примерным. В исходных данных неизбежно содержатся погрешности, прогноз развития рыночной ситуации всегда носит вероятностный характер. Наконец, способность инициатора следовать сделанному бизнес-плану можно только предполагать.
Чем детальнее проработан бизнес-план, тем погрешность меньше. Если готовы погрешность увеличить, делайте «примерный» бизнес-план. Но какое отношение он будет иметь к действительности, сказать сложно.
В общем, «вода» в бизнес-плане, конечно, не нужна. Но экономии от «осушения» бизнес-плана не получится. А как сэкономить можно, читайте в статье «Стоимость разработки бизнес-плана».
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.