Миф реинжиниринга бизнес-процессов
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
Судя по статистике Яндекса, «реинжиниринг бизнес-процессов» является одним из самых популярных запросов, связанных с темой бизнес-процессов. А судя по запросам посетителей нашего сайта, не все правильно понимают этот термин - реинжиниринг бизнес-процессов. Развенчаем ещё один миф бизнес-консалтинга.
Начнём с классического определения этого термина. Википедия утверждает: «Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности».
В статье про оптимизацию бизнес-процессов я уже сравнивал реинжиниринг бизнес-процессов с хирургической операцией. Определение Википедии подтверждает моё сравнение: «фундаментальное» и «радикальное» перепроектирование в отличие от терапевтического лечения, которое происходит во время оптимизации бизнес-процессов.
Вероятно, бывают ситуации, когда правильнее снести неработоспособный сарай бизнес-процессов и построить вместо него эффективное новое здание. Но я бы рекомендовал относиться к такой модернизации бизнес-процессов осторожно. Так недолго и совсем бизнес загубить.
Заказчики реинжиниринга бизнес-процессов придерживаются следующей точки зрения. Есть ведь универсальные описания бизнес-процессов, отраслевые (референтные) модели, типовые решения, предлагаемые на каждом углу. Нужно внедрять эти «правильные» бизнес-процессы, а не пытаться припарками лечить бизнес-процессы, сложившиеся стихийно.
Действительно, первые попытки описать бизнес-процессы «на все случаи жизни» начались вскоре после введения этого термина в оборот. Ещё в 1992 году Американским Центром производительности и качества (American Productivity&Quality Center) была разработана структура классификации бизнес-процессов (Process Classification Framework), которая постоянно совершенствуется с тех пор.
Тем не менее, если предъявить эту структуру бизнес-процессов или другие «типовые» решения заказчику, энтузиазм по поводу реинжиниринга бизнес-процессов быстро сходит на нет. Заказчик просто не узнаёт «свои» бизнес-процессы в предложенных методистами достижениях. Причина понятна: у заказчика всегда есть некоторое представление о том, какими должны быть бизнес-процессы на его предприятии и это представление мало похоже на наработки методистов.
На самом деле, любой консультант в своей работе использует некоторую библиотеку «типовых» бизнес-процессов, наработанную годами. Но эти наработки ещё нужно адаптировать под конкретную компанию, с учётом менталитета собственников, масштаба бизнеса, этапа зрелости действующих бизнес-процессов и других факторов. Чтобы выявить все эти факторы проводится диагностика бизнес-процессов. А чтобы убедиться, что консультант всё понял правильно - описание бизнес-процессов «как есть» и согласование этого описания с участниками.
Теперь, разобравшись с термином «реинжиниринг бизнес-процессов», мы понимаем, что так называется особый, хирургический способ изменения бизнес-процессов. Поэтому не стоит использовать этот термин так широко, как это делают в настоящее время.
На нашем сайте можно ознакомиться с примерами разработанных нами описаний бизнес-процессов, отзывами наших заказчиков, а также с процедурой заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы хотите узнать о возможностях такой экономии для вашего предприятия, заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения на оптимизацию бизнес-процессов, и мы пришлём вам КП с ценой и планом выполнения этой работы.