Ошибки описания бизнес-процессов
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.Описание бизнес-процессов стало широко используемым средством повышения результативности и эффективности бизнеса. При выполнении этой работы иногда совершаются ошибки, снижающие эффект от описания бизнес-процессов. В этой статье я расскажу о некоторых из этих ошибок.
1. Ошибки структуризации бизнес-процессов
Правильно описанная система бизнес-процессов представляет из себя иерархию, во главе которой находится главный бизнес-процесс, который выполняет вся компания в целом (в нотации IDEF0 соответствующая этому бизнес-процессу диаграмма называется контекстной). Подчинённые уровни описания бизнес-процессов получаются путём декомпозиции.
Иногда заказчики описания бизнес-процессов не хотят описывать все бизнес-процессы (например, из соображений экономии), а выбирают только некоторые, самые важные или самые проблемные. Важно при выборе бизнес-процессов для описания учесть общую структуру системы бизнес-процессов, иначе результат может разочаровать.
Например, недавно ко мне обратился руководитель торговой компании с пожеланием описать бизнес-процесс «Документооборот» (весь обмен документами с внешним миром, не только бухгалтерский документооборот).
Давайте подумаем, что из этого получится. Ниже представлен фрагмент иерархии бизнес-процессов типичной торговой компании.
Даже из этой небольшой ветки дерева бизнес-процессов видно, что процедуры, связанные с документооборотом, имеются в составе многих бизнес-процессов. Если их описывать отдельно от «родительских», получится не связанный набор инструкций по выписке, отправке, ожиданию документов. Как потом совмещать эти инструкции с другими событиями, как управлять такими бизнес-процессами, не понятно.
Если уж вы решили сэкономить, выберите одну полноценную «ветку» иерархии бизнес-процессов, например, «Управление отношениям клиентами», и опишите её, включая весь документооборот. Уверяю вас, пользы будет больше.
Неправильная структуризация бизнес-процессов для описания - это распространённая, но далеко не единственная ошибка описания бизнес-процессов. Поэтому продолжение темы следует ...
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.