Чтобы оптимизировать бизнес-процессы, нужно наладить управленческий учёт
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.
Как оптимизировать бизнес-процессы? Это вопрос
волнует многих владельцев и руководителей бизнеса. В этой статье я постараюсь
доказать, что оптимизировать бизнес-процессы невозможно, если не наладить управленческий учёт.
Приведу пример. Обращаются ко мне с задачей оптимизировать бизнес-процесс развозки товара с центрального склада по магазинам розничной сети. Ситуация традиционная: сотрудники магазинов недовольны тем, что транспорт со склада приходит не по согласованному расписанию, в поставках много ошибок и т. д. Склад утверждает, что транспорт разгружается медленнее нормативов, в оприходовании ошибки и т. д. Типичная картина неоптимизированного бизнес-процесса.
Прошу показать мне данные о плановых и фактических моментах поступления транспорта под разгрузку и окончания разгрузки, о зафиксированных пересортицах товара. Выясняется, что таких данных нет, управленческий учёт на этом участке не налажен.
Как же можно оптимизировать этот бизнес-процесс, если нет объективных данных не только о причинах инцидентов, но даже о самих инцидентах? Есть только эмоции с двух сторон и желание обвинить коллег во всех грехах. Знакомая картина?
Чтобы разобраться в причинах взаимных претензий, оптимизировать бизнес-процесс, необходимо наладить управленческий учёт, а именно:
- регистрировать учётные данные (в данном случае момента прихода и разгрузки машин, пересортицу),
- ввести нормативы (например, график прихода машин, время разгрузки),
- выявлять случаи превышения нормативов,
- выявлять и фиксировать причины нарушения нормативов.
Вот тогда, собрав статистику причин нарушений, можно оптимизировать бизнес-процессы. С примером такого анализа бизнес-процесса комплектации отгрузок на складе можно ознакомиться по ссылке.
К сожалению, с описанной выше конфликтной ситуацией приходится сталкиваться на большинстве наших предприятий малого и среднего бизнеса. В этом случае, чтобы оптимизировать бизнес-процессы, не нужно строить причинно-следственные связи, диаграммы Исикавы и прочие инструменты тонкой настройки бизнес-процессов. Нужно, прежде всего, наладить управленческий учёт.
Заказчики диагностики бизнес-процессов иногда удивляются такому результату проведённой консультантом работы: хотелось на основании высоконаучных методов получить волшебную кнопку оптимизации бизнес-процессов, а нужно налаживать скучные процедуры управленческого учёта.
Увы, это так. Совершенствование системы управления предприятием по законам системного менеджмента - это скорее проектирование, а не выдумывание «фишек», которым занимаются шаманы консалтинга. Оптимизировать бизнес-процессы нужно на основе объективной информации, а не эмоций сотрудников.
Пример в начале статьи также иллюстрирует общий закон построения системы показателей: если на предприятии есть проблемный бизнес-процесс, обязательно нужно устанавливать показатели, позволяющие регистрировать возникающие проблемы и их параметры, то есть наладить управленческий учёт. Собранные объективные данные позволят оптимизировать бизнес-процесс, а потом установить плановые значения показателей, с чего, собственно, и начинается управление бизнес-процессами.
На нашем сайте можно ознакомиться с другими примерами разработанных нами описаний бизнес-процессов, почитать Как заказать услуги по совершенствованию бизнес-процессов.
Хотите узнать как можно сэкономить, при заказе этой работы? Читайте статью "Стоимость разработки описаний бизнес-процессов"" или смотрите видео "Стоимость оптимизации бизнес-процессов" на наших каналах
Если вы хотите узнать о возможностях такой экономии для вашей компании, заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения на оптимизацию бизнес-процессов, и мы пришлём вам КП, оптимизирующее стоимость работы для вашей задачи.