Чтобы оптимизировать бизнес-процессы, нужно наладить управленческий учёт
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.Как оптимизировать бизнес-процессы? Это вопрос волнует многих владельцев и руководителей бизнеса. В этой статье я постараюсь доказать, что оптимизировать бизнес-процессы невозможно, если не наладить управленческий учёт.
Приведу пример. Обращаются ко мне с задачей оптимизировать бизнес-процесс развозки товара с центрального склада по магазинам розничной сети. Ситуация традиционная: сотрудники магазинов недовольны тем, что транспорт со склада приходит не по согласованному расписанию, в поставках много ошибок и т. д. Склад утверждает, что транспорт разгружается медленнее нормативов, в оприходовании ошибки и т. д. Типичная картина неоптимизированного бизнес-процесса.
Прошу показать мне данные о плановых и фактических моментах поступления транспорта под разгрузку и окончания разгрузки, о зафиксированных пересортицах товара. Выясняется, что таких данных нет, управленческий учёт на этом участке не налажен.
Как же можно оптимизировать этот бизнес-процесс, если нет объективных данных не только о причинах инцидентов, но даже о самих инцидентах? Есть только эмоции с двух сторон и желание обвинить коллег во всех грехах. Знакомая картина?
Чтобы разобраться в причинах взаимных претензий, оптимизировать бизнес-процесс, необходимо наладить управленческий учёт, а именно:
- регистрировать учётные данные (в данном случае момента прихода и разгрузки машин, пересортицу),
- ввести нормативы (например, график прихода машин, время разгрузки),
- выявлять случаи превышения нормативов,
- выявлять и фиксировать причины нарушения нормативов.
Вот тогда, собрав статистику причин нарушений, можно оптимизировать бизнес-процессы. С примером такого анализа бизнес-процесса комплектации отгрузок на складе можно ознакомиться по ссылке.
К сожалению, с описанной выше конфликтной ситуацией приходится сталкиваться на большинстве наших предприятий малого и среднего бизнеса. В этом случае, чтобы оптимизировать бизнес-процессы, не нужно строить причинно-следственные связи, диаграммы Исикавы и прочие инструменты тонкой настройки бизнес-процессов. Нужно, прежде всего, наладить управленческий учёт.
Заказчики диагностики бизнес-процессов иногда удивляются такому результату проведённой консультантом работы: хотелось на основании высоконаучных методов получить волшебную кнопку оптимизации бизнес-процессов, а нужно налаживать скучные процедуры управленческого учёта.
Увы, это так. Совершенствование системы управления предприятием по законам системного менеджмента - это скорее проектирование, а не выдумывание «фишек», которым занимаются шаманы консалтинга. Оптимизировать бизнес-процессы нужно на основе объективной информации, а не эмоций сотрудников.
Пример в начале статьи также иллюстрирует общий закон построения системы показателей: если на предприятии есть проблемный бизнес-процесс, обязательно нужно устанавливать показатели, позволяющие регистрировать возникающие проблемы и их параметры, то есть наладить управленческий учёт. Собранные объективные данные позволят оптимизировать бизнес-процесс, а потом установить плановые значения показателей, с чего, собственно, и начинается управление бизнес-процессами.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.
Если вы хотите получить коммерческое предложение на выполнение работ по организации управленческого учёта, заполните, пожалуйста, эту форму. Мы изучим специфику вашей задачи и дадим своё
предложение, включая состав, результаты, сроки и стоимость работ.