Мифы матричной структуры управления

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Мифы матричной структуры управления

С матричной структурой управления связано два противоположных мифа:

- матричная структура управления - универсальное лекарство от бюрократизации бизнеса,

- матричная структура управления - безоговорочное зло, несущее беспорядок, безответственность и хаос.

Самое забавное это то, что мифа два, они противоположны, а причина одна. Давайте в ней разберёмся.

Матричная структура управления появилась, как средство решения проблем традиционной линейно-функциональной структуры. Главная проблема заключается в том, что эта структура предполагает только «вертикальное» взаимодействие сотрудников. В результате, коммуникации исполнителей организуются только через их начальников, что приводит к снижению скорости и качества взаимодействия.

Особенно сильно эта проблема мешает в тех типах бизнеса, где исполнители из разных подразделений должны взаимодействовать постоянно. Это, например, предприятия с проектным характером работы, при которой менеджеры проектов должны иметь возможность отдавать поручения исполнителям, участвующим в выполнении проектов. Другой пример - взаимодействие продуктовых (товарных, категорийных) менеджеров с сотрудниками продающих подразделений. Для того, чтобы «узаконить» функциональное руководство сотрудниками, находящимися на одном уровне иерархии, была и предложена матричная структура управления.

Некоторые руководители предприятий, отчаявшиеся организовать эффективное взаимодействие в рамках линейной организационной структуры, решительно перерисовывают органиграмму и ... получают хаос вместо ожидаемого порядка. А всё дело в том, что недостаточно переименовать структуру управления в матричную и перерисовать квадратики со стрелочками на организационной схеме. Чтобы матричная структура управления помогла повысить эффективность взаимодействия сотрудников, должны быть изменены бизнес-процессы предприятия.

Недавно руководитель инжиниринговой компании обратился ко мне за консультацией по этому вопросу. Его идея вполне здравая. Предприятие выполняет проекты по монтажу инженерных сетей и оборудования. Распределение обязанностей вполне традиционное: менеджеры по продажам продают, сотрудники технического отдела осуществляют поддержку и контроль соблюдения технической политики.

Понятно, что технарям нужно дать рычаги управления продажниками по вопросам технической политики. Управленческое решение, которое мне предлагалось оценить, выглядело так: перерисовываем схему структуры управления на матричную и в должностных инструкциях продавцов записываем: «подчиняются по техническим вопросам техническому отделу».

Уверен, что результат будет разрушительным. При такой невнятности решения конфликты между сотрудниками двух подразделений неизбежны. Другое дело, если тщательно описать все бизнес-процессы взаимодействия технарей и продажников в новой редакции. Например, в бизнес-процесс подготовки коммерческого предложения включить обязательное согласование КП с техническим отделом. А в бизнес-процесс ежемесячного план-фактного анализа показателей включить оценку коммерсантами качества технической поддержки с обязательным разбором обнаруженных претензий.

Если новые бизнес-процессы описаны, сотрудники обучены, поддержка бизнес-процессов в информационной системе организована, можно даже не переименовывать структуру управления в матричную. Такая смена таблички сама по себе ничего не даёт.

А вот если бизнес-процессы не описывать, начнётся хаос, и руководитель компании быстро окажется в плену другого мифа: матричная структура управления - источник этого хаоса.

Не нужно впадать ни в ту, ни в другую крайности. Матричная структура управления - это ни универсальный рецепт, ни порождение дьявола-консультанта. Это управленческий инструмент, который нужно уметь внедрять путём детального описания новых бизнес-процессов.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте можно посмотреть примеры результата разработки организационных структур, статью Как заказать работы по совершенствованию организационного дизайна. Как сэкономить при заказе этой услуги можно почитать в статье "Сколько стоит организационный дизайн" или посмотреть на видео "Стоимость построения организационной структуры" на наших каналах Youtube  или Rutube.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на эту услугу.