Мифы матричной структуры управления

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

Мифы матричной структуры управления

С матричной структурой управления связано два противоположных мифа:

- матричная структура управления - универсальное лекарство от бюрократизации бизнеса,

- матричная структура управления - безоговорочное зло, несущее беспорядок, безответственность и хаос.

Самое забавное это то, что мифа два, они противоположны, а причина одна. Давайте в ней разберёмся.

Матричная структура управления появилась, как средство решения проблем традиционной линейно-функциональной структуры. Главная проблема заключается в том, что эта структура предполагает только «вертикальное» взаимодействие сотрудников. В результате, коммуникации исполнителей организуются только через их начальников, что приводит к снижению скорости и качества взаимодействия.

Особенно сильно эта проблема мешает в тех типах бизнеса, где исполнители из разных подразделений должны взаимодействовать постоянно. Это, например, предприятия с проектным характером работы, при которой менеджеры проектов должны иметь возможность отдавать поручения исполнителям, участвующим в выполнении проектов. Другой пример - взаимодействие продуктовых (товарных, категорийных) менеджеров с сотрудниками продающих подразделений. Для того, чтобы «узаконить» функциональное руководство сотрудниками, находящимися на одном уровне иерархии, была и предложена матричная структура управления.

Некоторые руководители предприятий, отчаявшиеся организовать эффективное взаимодействие в рамках линейной организационной структуры, решительно перерисовывают органиграмму и ... получают хаос вместо ожидаемого порядка. А всё дело в том, что недостаточно переименовать структуру управления в матричную и перерисовать квадратики со стрелочками на организационной схеме. Чтобы матричная структура управления помогла повысить эффективность взаимодействия сотрудников, должны быть изменены бизнес-процессы предприятия.

Недавно руководитель инжиниринговой компании обратился ко мне за консультацией по этому вопросу. Его идея вполне здравая. Предприятие выполняет проекты по монтажу инженерных сетей и оборудования. Распределение обязанностей вполне традиционное: менеджеры по продажам продают, сотрудники технического отдела осуществляют поддержку и контроль соблюдения технической политики.

Понятно, что технарям нужно дать рычаги управления продажниками по вопросам технической политики. Управленческое решение, которое мне предлагалось оценить, выглядело так: перерисовываем схему структуры управления на матричную и в должностных инструкциях продавцов записываем: «подчиняются по техническим вопросам техническому отделу».

Уверен, что результат будет разрушительным. При такой невнятности решения конфликты между сотрудниками двух подразделений неизбежны. Другое дело, если тщательно описать все бизнес-процессы взаимодействия технарей и продажников в новой редакции. Например, в бизнес-процесс подготовки коммерческого предложения включить обязательное согласование КП с техническим отделом. А в бизнес-процесс ежемесячного план-фактного анализа показателей включить оценку коммерсантами качества технической поддержки с обязательным разбором обнаруженных претензий.

Если новые бизнес-процессы описаны, сотрудники обучены, поддержка бизнес-процессов в информационной системе организована, можно даже не переименовывать структуру управления в матричную. Такая смена таблички сама по себе ничего не даёт.

А вот если бизнес-процессы не описывать, начнётся хаос, и руководитель компании быстро окажется в плену другого мифа: матричная структура управления - источник этого хаоса.

Не нужно впадать ни в ту, ни в другую крайности. Матричная структура управления - это ни универсальный рецепт, ни порождение дьявола-консультанта. Это управленческий инструмент, который нужно уметь внедрять путём детального описания новых бизнес-процессов.

Можно ознакомиться По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.