Проектирование организационной структуры

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Как проектировать организационную структуру По сведениям авторитетного поисковика, «организационная структура» является самым популярным из запросов, связанных с управленческими инструментами. Термин "бизнес-процессы" запрашивают у поисковика в 2 раза реже, а "система показателей" менее популярна аж в 4 раза.

Интерес бизнес-сообщества к возможностям проектирования организационной структуры подтверждается обращениями в нашу компанию. Большинство организаторов бизнеса уверены в главенствующей роли этого инструмента в системе управления компаний и в случае появления признаков неблагополучия, видят выход их кризиса, в первую очередь, в перепроектировании организационной структуры - «документа, устанавливающего количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающего порядок их взаимодействия между собой». Правильно ли это?

В соответствии с концепцией системного менеджмента идеальная система управления выглядит следующим образом:

Как проектировать организационную структуру

На рисунке представлена, с одной стороны, структура системы управления, с другой стороны отображена процедура совершенствования управления предприятием. Общий принцип подчинённости управленческих инструментов - от более общих к более частым.

В частности, проектированию организационной структуры предшествует блок описания бизнес-процессов - маркетинга, продаж, производства и других. Действительно, согласитесь, сначала нужно  решить, что мы будем делать, как взаимодействовать, какие ресурсы использовать (описание бизнес-процессов) и только потом - как мы сгруппируемся, установим подчинённость (организационная структура).

Такая последовательность соответствует процессному подходу к управлению, получившему широкое распространение в последние десятилетия. Согласно этому подходу, для повышения эффективности бизнеса следует, в первую очередь, оптимизировать бизнес-процессы и уж только потом можно проектировать организационную структуру, которая должна оптимальным образом поддерживать, обслуживать  процедуры бизнеса, обеспечивающие ему стабильность и процветание.

Только такой подход может обеспечить  эффективное управление бизнес-процессами, направленное  на достижение плановых значений их показателей.  Если спроектировать организационную структуру, не учитывая приоритеты бизнес-процессов, легко построить бюрократическую систему, в которой интересы начальников имеют преимущество над вопросами эффективности. Думаю, с такими компаниями вам приходилось сталкиваться часто.

Итак, задумавшись над повышением эффективности бизнеса, занявшись разгребанием ошибок и противоречий, возникающих в ходе работы, не торопитесь  проектировать новую организационную структуру, объединять сотрудников и назначать начальников. Разберитесь сначала с тем, что даёт ваша компания рынку, какая информация и ресурсы поступает из внешней среды, как они перерабатываются внутри компании, как взаимодействуют сотрудники, какие показатели бизнес-процессов являются критериями их успешности.

А уж оптимизировав бизнес-процессы, можете приступать к проектированию организационной структуры, которая должна установить между участниками бизнес-процессов производственные отношения, способствующие эффективному управлению бизнес-процессами.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте можно посмотреть примеры результата разработки организационных структур, статью Как заказать работы по совершенствованию организационного дизайна. Как сэкономить при заказе этой услуги можно почитать в статье "Сколько стоит организационный дизайн" или посмотреть на видео "Стоимость построения организационной структуры" на наших каналах Youtube  или Rutube.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на эту услугу.