Проектирование организационной структуры
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
По сведениям авторитетного поисковика, «организационная структура» является самым популярным из запросов, связанных с управленческими инструментами. Термин "бизнес-процессы" запрашивают у поисковика в 2 раза реже, а "система показателей" менее популярна аж в 4 раза.
Интерес бизнес-сообщества к возможностям проектирования организационной структуры подтверждается обращениями в нашу компанию. Большинство организаторов бизнеса уверены в главенствующей роли этого инструмента в системе управления компаний и в случае появления признаков неблагополучия, видят выход их кризиса, в первую очередь, в перепроектировании организационной структуры - «документа, устанавливающего количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающего порядок их взаимодействия между собой». Правильно ли это?
В соответствии с концепцией системного менеджмента идеальная система управления выглядит следующим образом:
На рисунке представлена, с одной стороны, структура системы управления, с другой стороны отображена процедура совершенствования управления предприятием. Общий принцип подчинённости управленческих инструментов - от более общих к более частым.
В частности, проектированию организационной структуры предшествует блок описания бизнес-процессов - маркетинга, продаж, производства и других. Действительно, согласитесь, сначала нужно решить, что мы будем делать, как взаимодействовать, какие ресурсы использовать (описание бизнес-процессов) и только потом - как мы сгруппируемся, установим подчинённость (организационная структура).
Такая последовательность соответствует процессному подходу к управлению, получившему широкое распространение в последние десятилетия. Согласно этому подходу, для повышения эффективности бизнеса следует, в первую очередь, оптимизировать бизнес-процессы и уж только потом можно проектировать организационную структуру, которая должна оптимальным образом поддерживать, обслуживать процедуры бизнеса, обеспечивающие ему стабильность и процветание.
Только такой подход может обеспечить эффективное управление бизнес-процессами, направленное на достижение плановых значений их показателей. Если спроектировать организационную структуру, не учитывая приоритеты бизнес-процессов, легко построить бюрократическую систему, в которой интересы начальников имеют преимущество над вопросами эффективности. Думаю, с такими компаниями вам приходилось сталкиваться часто.
Итак, задумавшись над повышением эффективности бизнеса, занявшись разгребанием ошибок и противоречий, возникающих в ходе работы, не торопитесь проектировать новую организационную структуру, объединять сотрудников и назначать начальников. Разберитесь сначала с тем, что даёт ваша компания рынку, какая информация и ресурсы поступает из внешней среды, как они перерабатываются внутри компании, как взаимодействуют сотрудники, какие показатели бизнес-процессов являются критериями их успешности.
А уж оптимизировав бизнес-процессы, можете приступать к проектированию организационной структуры, которая должна установить между участниками бизнес-процессов производственные отношения, способствующие эффективному управлению бизнес-процессами.
На нашем сайте размещены примеры результата разработки организационного дизайна, а также процедура заказа работ по совершенствованию организационной структуры. Вы можете узнать, как сэкономить при заказе этой услуги в разделе "Стоимость построения организационной структуры".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.