Кому нужна эта маркетинговая стратегия компании?
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru
В начале тысячелетия автор этих строк поступил на
должность директора по маркетингу крупного фармдистрибьютора. Незадолго до
этого в компании началось внедрение методики BSC (Системы
Сбалансированных Показателей).
Показательно, что маркетинговая стратегия компании разработана не была, но иерархия целей
и показателей к тому времени построена. Директор по маркетингу отвечал за ряд
показателей, одним из которых было количество акций по стимулированию спроса
среди клиентов компании - аптек и аптечных сетей. Формат акций был разработан
ранее и коррекции не подлежал.
Согласно формату акции целевую аудиторию составляли директора и заведующие самостоятельных аптек. Вместе с тем, наиболее крупные филиалы компании концентрировали свои сбытовые усилия на аптечных сетях, организующих закупку путём постоянно действующих Интернет-тендеров. То есть стимулировали одних, а продавать хотели другим. Как вы думаете, был ли эффект от таких акций и помогало ли продавцам такое стимулирование спроса?
Этот пример иллюстрирует факт необходимости согласования основных направлений, способов коммерческой деятельности компании в документе, обычно именуемом маркетинговой стратегией.
Документ этот должен ответить на главный вопрос: как именно должна действовать компания на рынке, чтобы достичь своих маркетинговых целей? С одной стороны, стратегия, конечно, должна быть подчинена целям, с другой стороны, в ходе разработки стратегии маркетинговые цели компании могут и должны уточняться.
Что же это за направления маркетинговой деятельности, о которых ведущие сотрудники компании должны договориться? Прежде всего - это целевые клиентские группы, а чтобы их выделить, нужно определиться со способами группировки, то есть с критериями сегментации клиентского рынка. Типичные критерии сегментации для компании, действующей на промышленном рынке - это регионы, отрасли плюс, пожалуй, масштаб деятельности клиентов. Розничный магазин будет сегментировать своих клиентов по демографическим, поведенческим, психографическим признакам. В кризисные времена существенным критерием сегментации становится платёжеспособность.
Компания также должна определить свои приоритеты в области ассортимента товаров или услуг. Причём может получиться так, что на разных клиентских сегментах продуктовые приоритеты будут отличаться.
Вернёмся к примеру из начала статьи. Пусть компания определила для себя целевой клиентской группой самостоятельные аптеки. Тогда ассортимент товара и сопутствующие услуги компании должны быть выстроены в соответствии с потребностями этого сектора рынка. Надо сказать, что эти потребности отличаются от требований смежных сегментов - аптечных сетей и лечебно-профилактических учреждений.
Более того, весь маркетинговый комплекс, включающий в себя, кроме продукта, методы построения каналов сбыта, продвижения, ценообразования, для каждой из выделенных клиентских групп будет специфическим. Следовательно, приняв стратегическое решение о целевом клиентском сегменте, компания будет вынуждена пересмотреть эти методы и их реализацию. Например, наиболее целесообразной формой организации продаж будет институт торговых представителей, а акции по стимулированию, упомянутые в начале статьи, станут вполне уместным способом продвижения.
Итак, в маркетинговой стратегии компания зафиксировала основные направления деятельности на рынке. Как все мы знаем «благими намерениями вымощена дорога в ад». Что же дальше следует сделать, чтобы новая концепция не осталась лишь «благим намерением»? Приглашаем вас познакомиться со статьёй, посвящённой вопросам реализации маркетинговой стратегии.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с несколькими примерами разработанных нами стратегий развития, узнать, Как заказать разработку стратегии. Читайте о возможностях экономии при заказе этой работы в разделе "Стоимость разработки стратегии развития предприятия".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на эту услугу.