Создание стратегии развития предприятия
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ruВ соответствии с концепцией системного менеджмента построение эффективной системы управления предприятием нужно начинать с целеполагания и создания стратегии развития. На практике эти два этапа тесно связаны между собой, так как в ходе создания стратегии развития наиболее общие цели предприятия могут уточняться.
Заказчики услуг по совершенствованию системы управления иногда представляют себе результат создания стратегии развития предприятия в виде многостраничного фолианта, не имеющего практического использования. И напрасно, так как хорошая стратегия развития создаёт основу эффективности подчинённых инструментов управления - системы показателей предприятия, описаний бизнес-процессов, бизнес-плана развития.
Что же должна включать в себя полезная стратегия развития предприятия? Прежде всего, маркетинговую стратегию, то есть описание продукта предприятия, целевых клиентских групп, позиционирование (какой компания хочет выглядеть в глазах клиентов), стратегию конкуренции (как компания собирается выигрывать у конкурентов), список стратегических инициатив, то есть конкретных действий, направленных на достижение наиболее общих целей предприятия.
Стратегические инициативы вырабатываются в результате SWOT-анализа. В результате сравнения сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз рынка создаётся не только маркетинговая стратегия, но и другие, подчинённые ей стратегии - организационная, производственная, кадровая, информационная, финансовая, логистическая.
Важный вопрос создания стратегии развития - источники информации. Для SWOT-анализа нужны данные о рынке и о предприятии.
Рыночная информация может быть получена в результате проведения маркетингового исследования. С другой стороны, информацией о рынке обладают сотрудники предприятия и иногда, желая сэкономить, специального исследования не проводят, а ограничиваются сбором информации от своих экспертов рынка. Такой вариант возможен, но в этом случае маркетинговая стратегия будет создана на основе только личных мнений этих экспертов.
Для получения информации о сильных и слабых сторонах предприятия проводится диагностика системы управления предприятием. И на этой стадии создания стратегии развития можно сэкономить, если ограничиться экспресс-диагностикой. Возможные потери от такой экономии - не полная и не вполне достоверная информация.
Для реализации стратегических инициатив, разработанных в ходе создания стратегии развития, нужно разработать систему показателей предприятия. В наиболее полноценном варианте создания стратегии показатели разрабатывают в соответствии с методикой сбалансированных показателей.
Для управления реализацией созданной стратегии на предприятии должны быть разработаны бизнес-процессы контроля плана мероприятий и плана по показателям. Описание этих бизнес-процессов также полезно включить в состав стратегии развития.
В результате полноценная стратегия развития предприятия представляет из себя документ размером не более 10-15 страниц (без маркетингового исследования), важность которого сложно переоценить. Список стратегических инициатив создаёт основу для подробного плана мероприятий, иерархия стратегических показателей - основу для всей системы показателей предприятия, а бизнес-процессы контроля плана мероприятий и плана по показателям - основу процедуры управления развитием компании.
На нашем сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий. Как заказать построение стратегии, можно узнать по ссылке. Хотите узнать о возможностях оптимизации расходов на эту услугу? Читайте в разделе "Стоимость разработки стратегии развития предприятия".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.