Стратегия продвижения в условиях кризиса
Андрей КРЫЛОВ,Living Eyes Consulting, консультант по стратегии и продвижению, главный редактор журнала «Рекламодатель»Источник: www.nastol.ru
В условиях кризиса, при недостатке ресурсов, жесткой конкуренции за внимание и деньги потребителя руководителю бывает достаточно сложно выстроить эффективную маркетинговую стратегию продвижения компании. Однако сделать это вполне реально.
Нет - панике!
Кризис происходит, прежде всего, в нашем сознании, в голове, а затем из него
переходит на рынок и в нашу жизнь. На этом постулате можно построить стратегию продвижения. В подтверждение приведу несколько примеров.
Вкладчики банков вначале поддаются панике и лишь затем начинают снимать деньги
со счетов, что, действительно, может обанкротить неподготовленный банк. Акции
предприятий вначале обесцениваются в головах конкретных людей (инвесторов), и
лишь затем они начинают их сбрасывать (сами компании при этом не становятся
меньше или хуже и обычно не перестают делать то, что делали). Вначале люди
испытывают страх остаться без работы и денег и лишь затем значительно сокращают
потребление, что приводит к снижению прибылей многих компаний, которые в свою
очередь сокращают сотрудников.
Рыночная стоимость любого товара определяется, исходя из готовности заплатить
за него определенные деньги. И на это желание заплатить влияет наше восприятие
ситуации, то есть наша голова. Сейчас компании и их клиенты во многом
«заведены» страхом кризиса и сами обрушивают рынок. Видя, что вокруг такой
настрой и, поддавшись ему, мы сами вовлекаемся в круговорот кризиса. Поэтому ни
в коем случае не пугайте потребителя, не вызывайте в нем панику.
Панику нужно остановить и самому не поддаваться ей! Поэтому просто
необходима стратегия продвижения.
Аккуратная и выжидательная позиция
Прежде всего нужно взвешивать и со всех сторон обдумывать принимаемые важные
решения. Особенно сейчас, когда есть паника и мы сами в большой степени ей
подвержены. Даже если вы хотите заработать на кризисе, то это решение не должно
ставить под удар весь накопленный потенциал компании и ее репутацию. В этом
случае лучше решить, чем вы готовы рискнуть, и вывести из-под возможного удара
все остальное. Такова должнв быть стратегия продвижения.
К тому же, кризис не вечен, и можно использовать это время для передышки,
подготовки или перегруппировки компании и команды. Полезно занять
наблюдательную позицию. Так вы вовремя заметите дно кризиса и поймете: когда и
как лучше правильно стартануть, когда начнется подъем со дна.
Именно наблюдая, и не будучи затронуты паникой, вы сможете четко и «холодно»
просчитать риски и ...
Сосредоточиться на главном
Кто находит в кризисе возможность для развития? Прежде всего тот, кто хочет
ее найти, имеет стратегию продвижения и сосредотачивается в ней на главном.
Не распыляйтесь на множество целей. Мобилизуйте все ресурсы на достижении
главной цели и откажитесь от второстепенных. Чтобы это лучше понять, задайте
себе последовательно три вопроса:
- Что я могу упразднить в своей деятельности (перестать делать)?
- Чему я должен уделить значительно больше внимания?
- Что мне нужно начать делать, чего я раньше не делал?
Стратегия продвижения как выбор лучшего и отказ от лишнего
Закажите и проведите у независимого эксперта/агентства аудит своей стратегии продвижения. В результате объективного стороннего аудита вы сможете снизить расходы и получите новые идеи для бизнеса. Сторонний взгляд на вашу ситуацию
важен по причине получения от него значительно большего количества свежих идей,
чем от внутреннего рассмотрения.
Например, проведите ряд рабочих групп с обслуживающим компанию агентством и
вместе решите, как более эффективно действовать в новых условиях. В результате
откажитесь от второстепенного и сократите расходы. К примеру, в стратегии продвижения всегда есть ключевые каналы, которые дают основные продажи, и вспомогательные,
от которых можно отказаться без ущерба для общего результата. Нужно быть проще
и понятнее - это одно из обязательных требований эффективности продвижения.
Сейчас важно сохранить работоспособную и заинтересованную в результате команду.
Но если вы решили с кем-то попрощаться, то объясните причину, и пусть другие
извлекут для себя урок. Меньше политики, больше дела для тех, кто им должен
заниматься.
Ревизия и выбор лучшего относится и к подрядчикам. Проанализируйте ваши
партнерские отношения, их условия и примите решение на основе пользы, которую
вы видите от них в перспективе.
Однако не упускайте из виду меняющуюся ситуацию и результаты своих действий.
Поэтому...
Анализируйте свои действия
Делайте это оперативно. Сразу внимательно наблюдайте ход изменений, мерьте
их результат. Например, измеряйте эффективность инвестиций, отклик на кампанию
(конкретное мероприятие, рекламу, акцию, PR и т.п.), реакцию партнеров или
клиентов на ваше нововведение и т.п. Цените обратную связь от потребителей -
это наиболее важный источник информации для развития.
Сразу делайте выводы по устранению ошибок, доработке и совершенствованию стратегии продвижения. В пример можно привести Евросеть, отменившую (через некоторое время
после введения) комиссию за оплату мобильного телефона. Или Альфа-Банк,
собирающий оценки клиентов по работе своих отделений.
Будьте уместны в коммуникации и стратегии продвижения
Это значит: нет - безадресности, нет - неэффективным для компании и
потребителя рекламе, PR, акциям и т.п. В своей стратегии продвижения сосредоточьтесь на
уместности вашего предложения и канала его доставки в конкретном месте, в
конкретное время, конкретному человеку. Высшая степень уместности - это когда
ваше предложение потребитель сам начинает рекомендовать другим потребителям.
Ответьте на вопросы и сопоставьте потребителей и результаты от использования
собственного продукта:
- Что действительно нужно моему потребителю в данных условиях?
- Что он действительно может получить от моей компании / продукта?
- Где уместней (полезней и удобней) потребителю будет получить мое предложение?
Будьте предсказуемы для потребителя и последовательны в своих действиях
При всей оперативности действий в условиях кризиса любые изменения, внесенные
в коммуникацию компании, должны выглядеть обоснованно для потребителя и не
пугать его. Если потребитель не будет знать, что от вас можно ожидать, то и
доверять он вам не будет.
Опасайтесь ради сиюминутной выгоды изменять стратегию продвижения, разрушить накопленное годами доверие
потребителя. Сейчас лучше отложить особенно затратные действия и кампании.
Например, такие, как ребрендинг и смену имени, вывод премиальных продуктов и
новых линеек.
Придерживайтесь информационно открытой политики, компания должна быть доступна
для комментариев потребителям и СМИ. Оперативно отвечайте на любые вопросы
потребителя и делайте это не отпиской, а с уважением и искренне. Помните, что
один разгневанный и кричащий потребитель принесет больше вреда, чем сотня
молчаливых и довольных. Хорошие новости не тиражируются и не обсуждаются, люди
делают акцент на плохих новостях.
Новые каналы и методы продвижения
Пробуя и выбирая новую стратегию продвижения, обсуждая новый креатив или акцию, ответьте прежде на вопросы:
- Как это мотивирует потребителя на конкретные действия?
- Что конкретно потребитель сделает после увиденного/ услышанного?
- Что в этом реально запомнится потребителю, останется у него в голове?
- Как то, что ему запомнится, связано именно с моей компанией и продуктом?
- Достаточно ли кратко, просто сказано это на языке потребителя?
- Как это продолжает то, что ранее уже говорили о компании?
Определяйте бюджет исходя из целей и их достижения
Деньги на продвижение все равно нужны, иначе можно потерять достигнутые позиции
и имеющихся клиентов. Рассматривайте свой бюджет на продвижение как инвестицию,
которая должна принести отдачу от конкретного проекта за определенное время.
Умейте проигрывать и держать при этом лицо
Жизнь и бизнес простерты во времени. Полностью избежать поражений
невозможно. Отдельная победа, поражение или кризис видятся другими на
расстоянии и приобретают свою ценность. После поражения, пусть даже в очень
важной игре, жизнь и бизнес не заканчиваются. Тем не менее ваша реакция на
негативные новости и собственный проигрыш формируют ваше лицо и уважение к вам
(иногда больше, чем победа).
Например, я зауважал Дж. Маккейна после признания им своего поражения и
поздравления Б. Обамы с победой. Смотрите, как он это сделал: «Я поздравляю
сенатора Обаму с победой на выборах в президенты этой великой страны и хочу
отметить, что то, что афроамериканец стал президентом, демонстрирует великие
возможности, которые она дает своим гражданам». И еще: «Несмотря на то, что мы
проиграли, поражение - мое, а не ваше», - сказал Дж. Маккейн.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
• Помните, причина и начало кризиса в голове. Не паникуйте сами и не
пугайте клиентов. Победа над негативными ожиданиями - важнейший шаг к выходу из
кризиса.
• Тщательно обдумывайте все решения. В условиях кризиса лучше лишний раз
подождать, чем допустить небольшую ошибку с большими последствиями.
• Сосредоточьтесь на главном и отбросьте лишнее. Кризис служит отличным
индикатором ваших сильных и слабых мест. Пользуйтесь этим.
• Кризис не вечен. Даже если вы все сделали правильно, вы можете потерпеть
поражение. Сохраняйте лицо - оно еще понадобится вам, когда кризис закончится.
• И главное ...
Главное - это ваша команда и идея
Конечно, в этой небольшой статье сказано не все. Но ваша команда и двигающая
ее идея действительно являются главными. Именно они свершают дело.
Очень важно сохранить работоспособную, результативную команду и вдохновлять ее.
Поэтому именно сейчас, в кризис, чтобы повысить мотивацию и боевой дух,
поощряйте лучших в своем деле и добивающихся результатов. Будьте в команде и
воодушевляйте ее своим спокойствием и уверенностью.
Я пытался быть простым и практичным в своих рекомендациях. Лучше всего
воспримите их не как прямое руководство к действию, а переосмыслите исходя из своего
положения и собственного пути.
Понимания вам и удачи!
Компания "Питер-Консалт" оказывает услуги по разработке и внедрению антикризисных мер. Свяжитесь с нами любым способом связи, указанным на сайте и мы обсудим,
как лучше решить эту задачу для вашей компании.
Вы можете ознакомиться по ссылке с процедурой начала работы и нашим
подходом к ценообразованию на консалтинговые услуги.