Как снизить расходы предприятия
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Многих собственников и руководителей бизнеса интересует вопрос, как снизить расходы предприятия. На самом деле такая постановка вопроса не корректна. Расходы предприятия можно легко снизить до нуля. Правда тогда и доходы сократятся в той же степени. Чтобы не получить такой нежелательный эффект, нужно заботиться не о снижении расходов предприятия, а об их оптимизации. Какие же существуют направления оптимизации или, другими словами, повышения эффективности бизнеса?
1. Организация бюджетирования
Снижению расходов предприятия без потери результата способствует бюджетирование, то есть соблюдение постатейных лимитов на расходование денег. Подробнее с этой функцией бюджетирования можно ознакомиться, посмотрев наш вебинар «Основы бюджетирования».
2. Внедрение системы целей и показателей
В современных методах управления считается, что управлять можно тем, что можешь измерять. Если хочется управлять расходами какого-либо бизнес-процесса, нужно начинать с организации измерения этих расходов и определения плановых значений. Если план по расходам бизнес-процесса установлен, а факт измеряется, возможно, есть управление расходами. Если план-фактный анализ не организован, управление расходами бизнес-процесса отсутствует.
Построение системы показателей приводит, как правило, к необходимости
3. Совершенствования управленческого учёта
Это ещё один инструмент снижения расходов предприятия без потери результата. Например, если на автотранспортном предприятии ведётся учёт расходов на ремонт и обслуживание транспорта без привязки к конкретным автомобилям, на оптимизацию этих расходов рассчитывать не приходится.
4. Система материального стимулирования и нематериальной мотивации
Система стимулирования по показателям используется для мотивации сотрудников на достижение плановых значений показателей, в частности, на соблюдение лимитов расходов.
Не нужно забывать и о возможностях нематериальной мотивации сотрудников для снижения расходов предприятия.
5. Описание и оптимизация бизнес-процессов
Если бизнес-процессы не описаны, сотрудники допускают много ошибок при их выполнении. Не оптимизированные бизнес-процессы часто приводят к дублированию операций, непроизводительным расходам, незапланированным издержкам.
И наоборот, описание и оптимизация бизнес-процессов способствуют снижению расходов предприятия.
6. Автоматизация бизнес-процессов
В 21 веке нельзя быть конкурентным без применения средств информационных технологий. Тем не менее, на предприятиях малого и среднего бизнеса часто приходится сталкиваться с большим объёмом ручного труда, например, при подготовке отчётности. Особенно удивительно это наблюдать в компаниях, где регламентированный и управленческий учёт налажен, а вот отчётность делается вручную. Автоматизация этой работы может существенного снизить расходы предприятия.
7. Оптимизация организационной структуры
Организационная структура (ОС) должна обеспечивать эффективное выполнение бизнес-процессов. Для этого её нужно проектировать на основе описаний бизнес-процессов. Если же ОС складывалась стихийно, группировка и подчинённость сотрудников может не только не способствовать эффективности выполнения бизнес-процессов, но и мешать ей. Особенно плохо в такой «стихийной» ОС обстоит дело с функциональным («горизонтальным») подчинением. Нужно ли говорить о том, что ОС, мешающая выполнению бизнес-процессов, не способствует снижению расходов предприятия?
8. Повышение эффективности коммуникаций
В значительной части предприятий малого и среднего бизнеса не используются электронные органайзеры для постанови задач и контроля выполнения, система электронного документооборота. Более того, иногда сотрудники не используют электронную почту, а отчётность готовят в бумажном виде.
Конечно, всё это снижает эффективность коммуникаций, не позволяет измерять исполнительскую дисциплину сотрудников, а значит, управлять ею. На предприятиях с плохо налаженными коммуникациями есть большие резервы по снижению расходов.
Как говорят врачи, «нет здоровых людей, есть не дообследованные». Также и в вопросе снижения расходов: нет предприятий, не имеющих резервов. Есть предприятия, не замечающие своих возможностей по повышению эффективности.
Для формирования плана работ по снижению расходов на предприятии проводится управленческий аудит. На нашем сайте можно узнать, как заказать управленческий аудит, посмотреть примеры отчётов по диагностике бизнеса. В разделе "Стоимость диагностики управления предприятием" мы написали о том, как оптимизировать расходы на проведение этой процедуры.
Если вас интересует стоимость и сроки выполнения этой работы для вашей компании, заполните эту форму и мы подготовим для вас коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.