Советы заказчикам бизнес-планов. Часть 5
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
С первой, второй, третьей и четвёртой частями советов заказчикам бизнес-планов можно ознакомиться по ссылкам. Продолжаю список советов тем, кто хочет заказать качественный бизнес-план на рыночных условиях.
17. Не преувеличивайте значение технических вопросов
Я уже писал о том, что иногда заказчики консалтинговых услуг придают слишком большое значение техническим вопросам в ущерб действительно важным условиям получения полезного результата.
Вот и при заказе бизнес-плана есть несколько технических вопросов, которые ошибочно кажутся заказчикам важными. Одна из таких «священных коров» - структура бизнес-плана.
Безусловно, структура бизнес-плана должна быть выбрана в соответствии с требованиями адресата и для достижения целей бизнес-планирования нужно следовать ей беспрекословно. Например, крупные банки имеют свои структуры бизнес-планов, а для иностранного инвестора, как правило, нужно использовать международные структуры - UNIDO, KPMG и другие.
Нужно также иметь в виду, что выбор структуры повлияет на стоимость, так как разные структуры требуют разную степень детализации. К слову сказать, самые сложные и «дорогие» в этом плане - это требования «Россельхозбанка» к постпроектным бизнес-планам и структура «МСП-банка».
Но некоторые заказчики почему-то думают, что опыт исполнителя в разработке бизнес-плана по конкретной структуре является залогом получения хорошего результата. Вот и ищут среди примеров работ исполнителя заветное слово, например, «KPMG», а не найдя, разочарованно переходят к следующему сайту. Поскольку в тексте бизнес-плана не принято упоминать, по какой структуре он сделан, исполнителям приходится включать название структуры в анкор ссылки на свою работу, например, Бизнес-план производства продуктов питания в Анголе по формату KPMG. Увидев требуемое слово, заказчик бизнес-плана, хотя внутри бизнес-плана может быть полная ерунда.
18. Не преуменьшайте значение договорных условий
Недавно потенциальный заказчик бизнес-плана буквально засыпал нас исходной информацией уже на этапе согласования КП. И бизнес-идею свою подробно описал, и структуру бизнес-плана зачем-то самостоятельно придумал (см. п. 5 в этой серии статей). Согласовали КП и только после этого выяснилось, что заказчик рассчитывает получить деньги на бизнес-план из некоторого регионального фонда. А у фонда, как у всякой бюрократической структуры, свои правила:
- требования к тендерной документации, на которую нам пришлось бы потратить пару недель труда без гарантий получения заказа,
- отсутствие авансирования с обещанием заплатить «до конца года»,
- договор на 6 листах, по которому исполнитель только имеет право на коленях ждать оплату и т. д.
Конечно, мы отказались. Какой же смысл было тратить время на обсуждение бизнес-идеи и структуры бизнес-плана, если договорные условия были изначально неприемлемые? Понятно, что заказчик начал с интересных ему вопросов, а вопросы, важные для исполнителя, оставил на потом.
Продолжение советов заказчикам бизнес-планов в следующей статье.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.