Советы заказчикам бизнес-планов. Часть 7
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
С первой, второй, третьей, четвёртой, пятой и шестой частями советов заказчикам бизнес-планов можно ознакомиться по ссылкам. Продолжаю список советов тем, кто хочет заказать качественный бизнес-план на рыночных условиях.
22. Как снизить стоимость заказа бизнес-плана
Желание сэкономить при заказе бизнес-плана вполне понятно. К сожалению, некоторые заказчики считают стоимость единственным критерием выбора исполнителя и неизбежно скатываются в сегмент жуликов, продающих чужие отредактированные бизнес-планы под видом заказных разработок. Подробнее см. п. 1 в «Советах заказчикам бизнес-планов. Часть 1».
Но возможности для снижения стоимости бизнес-плана без потери качества у заказчиков есть. Дело в том, что трудозатраты исполнителя в значительной степени зависят от требований к бизнес-плану и степени готовности исходных данных. И если требования заказчика не высоки, а исходные данные у него уже есть, заинтересованный исполнитель снизит цену в своём предложении.
Что значит «требования не высоки»? Основная возможность экономии заключается в отказе от дорогостоящего маркетингового исследования в пользу экспертной оценки исходных данных. Проще говоря, если заказчика устроит, что доходы и расходы бизнеса исполнитель (или сам заказчик) определит на основании своего опыта, на анализе рынка можно сэкономить.
В нашей компании такой формат бизнес-плана носит название «эконом». Вместо маркетингового анализа мы включаем в текст обзор рынка и для стороннего наблюдателя, внешне, бизнес-план выглядит «как настоящий». Однако, исходные данные в нём не имеют маркетингового обоснования и такой бизнес-план мы не готовы будем защищать перед требовательным инвестором.
В каких случаях «эконом»-вариант бизнес-плана может быть достаточным? Например, если положительное решение о кредите в банке уже получено на основании материальных гарантий, и нужно просто сделать красивый документ. Или если сам заказчик уверен в своих исходных данных, и ответственность за их достоверность берёт на себя.
Однако, ни в коем случае не могу порекомендовать «эконом»-вариант для подготовки к переговорам со сторонним инвестором. Сэкономить на анализе рынка также не удастся, если бизнес-план предназначен для предъявления адресату, имеющему свои требования к структуре бизнес-плана - см. п. 2 в «Советах заказчикам бизнес-планов. Часть 1». Бизнес-план для этих случаев носит в нашей компании титул «максимальный».
Хочу также уберечь от иллюзий заказчиков, считающих, что у них есть собственные маркетинговые данные, достаточные для разработки бизнес-плана в «максимальной» комплектации. За время существования нашей компании (с 2008 года) таких примеров не было. Если кто-то захочет проверить возможность провести анализ рынка самостоятельно, рекомендую прочитать статью по ссылке.
Теперь о «степени готовности исходных данных». Иногда заказчик обращается за бизнес-планом с одной бизнес-идеей, а все исходные данные предстоит определить исполнителю. В другом случае у заказчика есть готовые доходы и расходы, календарный план, анализ рисков и т. д. Понятно, что во втором случае трудоёмкость исполнителя ниже, а значит и цену для заказчика можно снизить.
В нашей компании свои требования к бизнес-плану и степень готовности можно сообщить, заполнив наш вопросник для подготовки КП. Получив ответы заказчика, мы оптимизируем КП с учётом полученных данных.
Продолжение советов заказчикам бизнес-планов в следующей статье.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.